Краеведческая гостиная «Казачий Дон»

      Комментарии к записи Краеведческая гостиная «Казачий Дон» отключены

(К Дню Казачьей славы)

Добрый день, уважаемые гости нашего блога! Приглашаем вас к беседе о культуре донских казаков — быть может, самой первой из ассоциаций с нашим родным краем.

Во время централизации Руси вокруг Москвы, укрепления самодержавной монархии и процветания, южные степи стали колыбелью самобытной культуры казачества.

Как мы видим, донские казаки занимают важное место для самого явления казачества

Шестнадцатый век стал точкой отсчёта для донских казаков. Они зарождались, колонизируя плодоносные и привольные степи по берегам Дона и его притокам. И составляли этих, первых, поселян, люди из самых разных областей русской земли: север, Малороссия, Запорожье. Смешивалась кровь путём браков с турчанками, черкешенками, татарками. Объединяло всех одно: нежелание оставаться под «стеснительными» податями и порядками, однако и нежелание выходить из-под власти государя.

Общины казаков были с самого начала очень военизированными. Уже в середине века турецкий султан шлёт ногайскому князю требование сдерживать прыть дончан, которые «с Азова оброк емлют и воды на Дону пить не дадут».

Гравюра «Взятие Азова»

Было два вида поселений казаков: «городки», в которых жили постоянно, и «зимовища», в которых лишь зимовали, отправляясь по весне в очередной набег. Первым главным городом казаков был Раздорский, впоследствии его сменил сначала Монастырский городок, а потом Черкасск.

Станица Старочеркасская, ранее городок Черкасск

Казаки всё делали сообща, артелью. И по-братски честно делили и забитую дичь, и наловленную рыбу. Обычным было житьё сообща, от десятка до двух десятков человек.  Большинство казаков были холостым народом и потому могли позволить себе не задерживаться подолгу на одном месте. Походная жизнь была обычным делом; ещё до введения обычая конных отрядов, казаки двигались по рекам и грабили прибрежные поселения, чем причиняли много неудобств местным туркам. Те, кто жил в верховьях Дона, ходили на Волгу и Каспий, вторгаясь и во владения Персидского шаха.

Московские государи быстро увидели выгоду в том, чтобы казаки охраняли южные границы Руси. Уже в 1570 году царь Иоанн Грозный прислал на юг свою грамоту с приказанием «уговорить казаков на служение». Казаки охотно приняли покровительство сильной Москвы и, вплоть до восемнадцатого века, им посылали «царское жалование».

Царская грамота донским казакам

Разумеется, связь Москвы и Дона не нравилась тем, чьи селения буйные казаки регулярно разграбляли. Но дипломатия разрешала конфликты – так, при Михаиле Феодоровиче были отправлены сразу две грамоты, к туркам и к казакам. Султану Царь писал: «Донские казаки указа нашего не слушают и, сложась с запорожскими черкасами, на наши украины войной ходят. Мы пошлем на них рать свою и велим их с Дону сбыть». В грамоте же, посланной казакам, говорилось так: «а мы, великий государь за тое вашу к нам службу и впредь учнем вас жаловать нашим царским жалованьем и свыше прежнего».

К семнадцатому веку донское казачество окрепло. Первенство над городками получил Черкасск, названный «главным войском», и стал центром казачьих дел. Командовал войском атаман, избираемый ежегодно; даже если его достижения и мудрость позволяли оставаться на посту несколько лет подряд, церемония избрания в «казачьем кругу» проводилась каждый год.

Казачий круг

Атаман был политическим лидером казаков: именно он проводил переговоры, принимал послов, сам представлял донское казачество. Что касается его внутренних обязанностей, таковыми были: делёж царского жалованья между казаками, примирение ссорящихся, защита обделённых, исполнение принятых на Круге решений. Однако, без совета, по личному произволу, атаман не имел права выносить решений. При нём находились два есаула, также выбираемые на год: исполнительная власть для решений атамана и Круга. Документооборот же, составление писем и «секретарская» работа лежали на плечах войскового дьяка – должность важная, но к политике отношения не имевшая.

Подобная конструкция власти была в любом казачьем городе.

Собрание войскового круга созывалось по вопросам, затрагивающим интересы всего войска. На площади собирались казаки и, скинув шапки, становились в круг; в середине круга становились атаман с есаулами и оглашали для обсуждения важные вопросы. В Круге все были равны и любой казак мог предложить свой вопрос остальным. Если дело было не столь важным, всё решалось составом «на-лицо» присутствующих; в некоторых же случаях дожидались прибытия собратьев из похода или от соседей.

Казаки в привольной донской степи

Из-за смешения русских, белорусов, поляков, турков, татар и иных окрестных народов, казаки представляли собой весьма своеобразный тип.

 «Такое слияние разноплеменности», — отмечал историк В.Д. Сухоруков, — сделало в наружности донцов какую-то особенность и дело им, если можно сказать, собственную – казачью – физиономию, довольно отличительную от людей чисто русских. … Казаки имеют сложение тела твердое, крепкое и здоровое, более дородны или дебелы, нежели сухи и сухощавы; лицом большую часть смуглы, с темными волосами. Обладают мощными физическими силами. Духом большую часть смелы, храбры и отважны; характером живы и веселы; в движениях проворны и легки».

Вот такими мы привыкли видеть донских казаков

Своеобразным и был язык казаков. «Язык на Дону смешанный, — писал Сухоруков, — и заключает в себе два наречия: велокороссийское и малороссийское – много испорченные и измененные… Кроме сего, много примешено слов татарских и калмыцких, относящихся к домашней утвари, конской сбруе».

Сначала жильём казаков были землянки, но потом в обычай вошло строить деревянные дома – курени. Как считают исследователи, название такого дома происходит от монгольского слова «куря», то есть «круг». В самих куренях также всё располагалось по кругу, а центром была русская печь.

Типичный курень донских казаков

Крыши куреней сначала крыли камышом или лубом, а позже – железом. Вокруг дома обязательно шёл «балясник» — небольшая терраса. Комнат в куренях было не менее трёх, стряпная, спальня и «чистая», «зала» — гостиная.

С восемнадцатого века курени стали строить также из камня.

В домашней обыденности и походах донцы носили домотканую одежду: рубахи и штаны, плащи и бурки, кожаные сапоги. Но на праздничные и дружеские пиры наряжались: кто-то предпочитал атласный кафтан и жемчужные ожерелья, кто-то бархатные безрукавки и зипуны с опушкой. Сафьяновые сапоги и куньи шапки дополняли наряд. Каждый казак считал должным прийти с оружием – русская пищаль, персидская сабля, турецкий лук… Широкий пояс с заткнутыми за него ножами придавал внушительный вид.

Жены, матери, сёстры и дочери бравых молодцев предпочитали одежду, похожую на турецкую или татарскую – многослойную, не стесняющую движений, украшенную и вышитую тем же жемчугом.

Семейных казаков в шестнадцатом веке было не так много. Суровые условия, походная жизнь и постоянные сражения мало располагали к домашнему очагу. Хотя некоторые казаки женились на пленных девушках, тем самым обеспечивая приток в войско новой здоровой крови.

Изменилось это положение век спустя, благодаря установившейся стабильности, появлению городков, повысившейся безопасности проживания. Казаки начали обзаводиться семьями и растить продолжателей своего дела.

Женились так: жених с невестой приходили на Круг и кланялись поясно на все стороны света. Казак принародно обращался к будущей супруге, зовя её по имени, например: «Ты, Настасья, будь мне женой!». Девушка, кланяясь в ноги ему, отвечала: «А ты, Серго, будь мне мужем!» — после чего атаман спрашивал: «Любо ль, молодцы, благословить новых мужа и жену?» и первым же отвечал: «Любо!». Свершённый таким образом брак считался действительным до времён Петра Алексеевича, который постановил освящать браки церковью и все иные случаи считать незаконными.

Быт донских казаков очень интересен. Давайте заглянем в прошлое и побываем в обычной казачьей общине, справляющей очередной весёлый праздник…

 Стоит наступить праздничному дню, как разодетый люд уже наводняет узкие улицы. Молодые казаки играют в мяч, борются «впотешку», развлекаются чехардой. Их взрослые родственники собираются в кружки, распевая народные песни или пускаясь в плясовую под аккомпанемент балалаек.

Казаки всегда знали толк в праздниках!

У крыльца дома сидят пожилые казаки, ветераны походов, пуская по кругу ендову с крепким и вкусным мёдом. Неподалёку от них душевно беседуют жёны старшин, которым прислуживают пленные турчанки и татарки. Проходящих мимо казаков женщины приглашают ближе и потчуют напитками, за что польщённые вниманием мужчины оставляют на подносах горсть монет.

Отдельно гуляют молодые казачки в лучших нарядах – щёлкают семечки, смеются и распевают песни. Если молодёжь сидит, а мимо проходит казак в летах, то юноши и девицы вскакивают и почтительно кланяются – это искреннее почтение прививалось казакам с детства.

Веселится и ликует весь казачий городок

Целыми компаниями юные казаки выходили к крепостным стенам, чтобы посоревноваться в стрельбе по самодельной цели. После соревнований традиционно устраивались потешные бои.

Излюбленным празднеством донских казаков была Масленица. Целую неделю изобильные застолья перемежались скачками и стрельбищами, к которым долго готовился всякий уважающий себя донец. Лишь только наступал Заигрыш, вооружённые наездники собирались в назначенном месте, горделиво демонстрируя холёных скакунов, сбрую и оружие многочисленным зрителям.

Кто не мечтал победить в задорных соревнованиях?

Казаки демонстрировали чудеса смелости, точности и вольтижировки, стреляли по мишеням, прыгали на конях через огонь. А гвоздём состязаний были скачки – победители становились героями дня и получали весовые награды.

Троекратный выстрел из есаулова ружья был сигналом ещё одного непременного развлечения масленичных гуляний: охоты на дичь. Кабаны, зайцы, волки, лисы, быстроногие козы – Дон изобиловал пропитанием и возможностью показать себя, загнав или заарканив вспугнутого зверя.

В погоне за дичью

После развлечений и награждений не грех был и присесть за стол. Первый черёд был кругликов – пирогов с перепелками. Затем следовали самые разнообразные блюда, в числе которых студень, лебединое мясо, солёный журавль и множество других. Горячие щи, жаркое из целого ягнёнка, молочные каши, лапша – лишь малая часть того, что появлялось на столе. А, чтобы не обидеть хозяина застолья, нужно ведь было отведать каждое блюдо!

Застолья состояли из восьми десятков блюд, традиционных для донских казаков

Первый застольный тост провозглашал хозяин, потом пили за здоровья атамана, всех гостей и родственников.

Очень интересным был обычай сватовства и брака у донцев.

Начиналось всё со смотрин, когда жених с двумя-тремя родственниками под благовидным предлогом появлялся в доме невесты. Если девушка приходилась старшим по душе, то после беседы и угощения, уже на пороге, они многозначительно говорили: «Бог даст, и нас она полюбит!»

Смотрины

Спустя пару дней к невестиным родителям засылались сваты – получив согласие, они восклицали «В добрый час!» — за сватовством следовал «сговор», во время которого веселились и пили вино. За день до свадьбы приходили смотреть приданое. А канун отмечался «девишником».

Визит сватов — дело серьёзное…

Свадьба справлялась в воскресенье. Невесту наряжали в парчу, её голову украшала бархатная шапка с цветами и перьями. Жениха, одетого в лучшее, благословляли его родители; затем он направлялся с дружками и свахами в курень невесты, уже скромно сидевшей под образами в ожидании суженого.

Оттуда молодые шли в храм. В притворе невесту готовили к венцу – расплетали надвое девичью косу, меняя причёску на обычную для мужних казачек.

Традиции казачьей свадьбы актуальны и в наше время

Родители новобрачных встречали венчанную пару на крыльце женихова дома, держа над их головами хлеб и соль. Угостив свиту молодых, саму счастливую пару отправляли в брачную комнату, откуда супруги появлялись только перед подачей жаркого.

Поговорим теперь о ратных заслугах казаков Дона – о том, что неразрывно составляет смысл слова «казачество».

Впервые донцы стали участвовать в походах русской армии при Иоанне Грозном, демонстрируя весь арсенал кавалерийского боя, полученный в боях с турками и кочевниками. Прославились они и своими морскими походами.

Опричники, казаки и земщина в одной битве

Булавинское восстание лишило казаков множество привилегий, в том числе сделав военную службу государственной повинностью. Для удержания в послушании донских казаков в крепостях св. Анны и св. Димитрия постоянно находились царские войска и артиллерия.

Но казаки и так не боялись сражений. Отличились они под Очаковом в русско-турецкой войне, при штурме Измаила, более четырёх тысяч участвовало в Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова.

Проявили себя донцы и в Семилетней войне против Пруссии, отличившись при взятии Берлина. Они уничтожили арсеналы и пушечный завод, захватили королевскую казну. В руки казаков попали ордена прусского короля Фридриха, его личные вещи и мундир.

Казаки в Семилетней войне

Некоторые свидетельства этой победы хранятся в музеях нашей области. Например, знамёна времён Семилетней войны находятся в Новочеркасском музее истории донского казачества. Захваченные при разгроме прусских гусар военные чепраки выставлены в Старочеркасском музее. В Ростовском областном музее краеведения можно увидеть медали времён Семилетней войны и старинные гравюры.

Экскурсия о воинской славе казачества, Ростовский областной музей краеведения

Крупными реформами в донском войске ознаменовалось правление Александра Николаевича. Был создан класс торговых казаков, сокращён срок военной службы, дозволен выход из казацкого сословия. Эти перемены были восприняты неоднозначно: старики, привыкшие к укладу многих лет, негативно реагировали на нововведения. Однако, изменения были неизбежны.

Испокон веков казаки защищали границы Руси; позже они стали гвардией императора. В современности донские казаки – это либо потомки, либо последователи казачества Войска Донского.

После распада СССР началось возрождение казачества – во многом из желания возвратиться к истокам, опереться на память и обычаи предков в крайне непростое для жителей страны время.

Традиционный образ казачества подвергся переосмыслению ещё в советское имя – в фильмах «Кубанские казаки» и «Тихий Дон».

Григория и Аксинью знают, пожалуй, во всём мире

В настоящее время в России казаки делятся на несколько видов. Во-первых, это реестровые, официально находящиеся на государственной службе. Они пользуются привилегиями: имеют чины, сочетают ношение погон с традиционной формой одежды казаков, носят нагайки. Реестровые казаки имеют свою иерархию. Их деятельность подчиняется федеральным нормативным правовым актам.

Также существуют казаки нереестровые, которые не получают ни жалованья, ни привилегий от государства. Основной род их занятий – культурно-просветительская деятельность.

Казачьи мотивы сейчас встречают гостей донской столицы сразу по приезду – и в аэропорту Платов, и на главном железнодорожном вокзале города. Почётных гостей потчуют хлебом-солью казачки в традиционных костюмах.

Круговой экран в ростовском аэропорту Платов

По всей Ростовской области создаются школьные музеи донского казачества, потомки гордых донцов учатся владеть шашкой, изучают уклад жизни предков. Современные казаки показывают свои таланты на разнообразных фестивалях.

Фестиваль казачьей культуры «Степь ковыльная»

Современный казак – какой он?.. Проще всего ответить на этот вопрос так: гражданин нашей страны, одетый в традиционно казачий костюм, православный верующий, женатый и многодетный, состоит на государственной службе и получивший казачье образование.

И, несомненно, казак – тот, кто чтит слова «долг» и «честь», знает и любит родную историю, является глубоким патриотом России

Мероприятие подготовила С. Викос