От сказок до письма Татьяны: Пушкин в школьной программе

Рекомендательный список

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – великий русский поэт. Несмотря на то, что при жизни он никогда не ставил перед собой цель писать для детей, именно его произведения чаще других писателей изучают в учебных заведениях разных уровней. Невзирая на противоречивость личности автора, его знают и любят дети разных возрастов всей необъятной России, а стихи Пушкина из школьной программы не забываются даже спустя множество лет. Это поистине феномен великого таланта.

Интерес к истории, в особенности к истории родной страны, появился у Пушкина с самых ранних лет и проходил через все его творчество. Много времени  он отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – о Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. Им он посвятил свои стихи, поэмы, повести.

Пушкин прославлял не только великих русских царей и полководцев, но гордился и русским народом, его талантливыми и простыми людьми. В южной ссылке, куда он был сослан за свои вольнолюбивые стихи, поэт несколько дней провел в цыганском таборе. После этого родились его поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы». Позднее в своем родном селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд частенько смешивался на ярмарках с народной толпой, подпевал нищим, слепцам, прислушивался к меткому народному слову. Вспомните, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, его «доброй подружке», «голубке дряхлой», воспетой им во многих стихах.

Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных» «русским духом». Вспомните их названия! А ещё раньше он написал своё знаменитое «Лукоморье» – пролог к поэме «Руслан и Людмила», в котором удивительным образом переплелись все сюжеты русских сказок. Вспомните эти с детства известные строчки: «…Там чудеса: там леший бродит…» Сможете продолжить?

От начального до выпускного: эволюция школьных стихов

Засыпая под мамин голос, младенец уже формирует свой первый круг чтения – и состоит он в большинстве случаев именное из сказок Пушкина, которые впервые знакомят с волшебным миром вечными словами: «У лукоморья дуб зелёный…». Произведения выдержаны в лучших народных традициях душевности и родства каждому маленькому читателю, потому что оригинально воссоздают атмосферу волшебства через понятную менталитету фольклорную основу.

Создавая образы своих персонажей, автор подробно изучает человеческую природу, ища в ней вечное и неизменное – то, на чем тысячелетиями держится этот мир. Школьные стихи Пушкина вмещают разнообразную тематику: о первозданной природе и настоящей дружбе, искренней любви во всевозможных ее воплощениях и проявления, истории Родины, полной жертвенности и самоотверженности. Легко запоминаясь и определяя духовный строй личности, рифмованные строки ненавязчиво формируют речь и сознание подрастающего поколения, учат любить правильный литературный язык.

Стихи Пушкина для начальной школы – это всем известная «Осень», как унылая пора, «Зимний вечер» с бурей, покрывшей небо, «Птичка», которая стремится к безраздельной свободе. Далее следуют более сложные, но доступные тексты, обогащающие читательский опыт учащихся. В графике урока литературы они встречаются часто, потому что отличаются яркостью и ясностью создаваемых образов, необыкновенной чувственной силой и блеском ума, а также феноменальным разнообразием словесных средств – уникальной ритмикой и звуками.

В русской литературе вряд ли найдется такой писатель или поэт, который притягивал бы к себе столько внимания, как Александр Сергеевич Пушкин. Стоит отметить тот факт, что со стихами этого удивительно талантливого поэта каждый русский человек знакомится уже в детстве. В школьной программе различные стихи Пушкина неизменно оказываются в программе любого класса – от первого до одиннадцатого. Почти все взрослые люди, у которых школьная программа осталась в далеком прошлом, так или иначе помнят наизусть одно-два стихотворения Пушкина или хотя бы фрагменты. Вот тут и кроется один из признаков мастерства поэта – построить произведение так, чтобы оно запоминалось само собой. Даже прочитанные много лет назад стихотворения Пушкина невольно восстанавливаются в памяти сами – одна строчка как бы тянет за собой другую, идеально ложась в ритм, а рифмы сразу же подсказывают свою пару.

Стихи Пушкина из школьной программы

Стихи Пушкина из школьной программы сопровождают своего читателя вплоть до получения свидетельства о базовом образовании и взрослеют вместе с ребенком. Если стихи Пушкина для начальной школы – это удивительное путешествие в мир сказки, то в старших классах – это уже серьезные поэмы и романы в рифмах, проникнутые взрослой жизненной драматургией.

Наверное, с самого раннего детства вам знакома и пушкинская «Песнь о вещем Олеге». Это большое стихотворение было написано им в начале 20-х годов XIX века в южной ссылке. Поэт опирается на легенду о великом киевском князе X века Олеге, известную по «Повести временных лет». Сравните пушкинский стих с отрывком из древнерусской летописи. Какой вариант вам понравится больше?

Наследие Пушкина детям: почему это важно?

Еще при жизни известный поэт внимательно следил за тем, как развивается детская литература и искренне огорчался низкому качеству писательских работ для самых маленьких. Поэтому сам искренне интересовался вопросами воспитания и всегда хотел доступно познакомить детей с реальной жизнью. Можно с уверенностью сказать, что ему это удалось, потому что стихи Пушкина для школы:

  • воспитывают у молодого поколения неподдельное, правильное чувство патриотизма;
  • отличаются мудростью и добрым светом пейзажной лирики;
  • развивают нравственную и эстетическую восприимчивость ребят;
  • обучают чувствовать красоту и ценить все прекрасное, что есть в этом мире;
  • дарят реалистичное, но в то же время поэтическое представление об окружающем мире и его законах;
  • прививают изысканный литературный вкус за счет многообразия цветовых эпитетов и других украшающих элементов речи;
  • учат неравнодушию к природе и близким людям;
  • развивают детское мышление и фантазию, заставляют думать и принимать правильные решения.

Стихи Пушкина для школьников – это уникальная возможность постигнуть науку, которая никогда не устареет. Достаточно просто выделить немного времени для изучения бесценных богатств художественной литературы.

Проза Пушкина

Писал Пушкин и прозу. В основу повести о благородном разбойнике «Дубровский» легла реальная история, которую автор услышал от своего друга — коллекционера Павла Нащокина. Тот рассказывал, что был знаком с белорусским дворянином, который лишился имения из-за тяжбы с соседом и стал грабителем. Фамилия дворянина была Островский, но Пушкин изменил ее и назвал своего героя Дубровским.

Работая над романом в стихах «Евгений Онегин», поэт тоже вдохновлялся окружающей действительностью. Он описывал светские салоны и модные рестораны Петербурга, деревенскую жизнь своих современников. Критик Виссарион Белинский назвал это произведение «энциклопедией русской жизни».

Произведения А. С. Пушкина в школьной программе

Начальная школа

1 класс

  • На холмах Грузии лежит ночная мгла…
  • Стрекотунья белобока…
  • У лукоморья дуб зеленый… (отрывок из «Руслан и Людмила»)
  • Шумит кустарник… На утес…

2 класс

  • Зимнее утро
  • Зимний вечер
  • О весне (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
  • Октябрь уж наступил — уж роща отряхает (отрывок из «Осень»)
  • Птичка божия не знает (отрывок из поэмы «Цыганы»)
  • Сказка о царе Салтане
  • Уж небо осенью дышало

3 класс

  • В тот год осенняя погода… (отрывок из «Евгения Онегина»)
  • Друзьям (Богами вам еще даны…)
  • Если жизнь тебя обманет…
  • Зимняя дорога
  • Няне
  • Опрятней модного паркета… (отрывок из «Евгения Онегина»)
  • Сказка о золотом петушке
  • Сказка о попе и о работнике его Балде
  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Я думал, сердце позабыло…

4 класс

  • Буря
  • Весна, весна, пора любви…
  • Волшебница-зима (отрывок из «Евгений Онегин»)
  • Дар напрасный, дар случайный…
  • Если жизнь тебя обманет…
  • Еще дуют холодные ветры…
  • Зима!.. Крестьянин, торжествуя… (Отрывок из «Евгения Онегина»)
  • Москва…как много в этом звуке…
  • Осень
  • Птичка
  • Птичка Божия не знает
  • Руслан и Людмила
  • Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях
  • Туча

Средняя школа

5 класс

  • В поле чистом серебрится…
  • Песнь о Вещем Олеге
  • Я сам не рад болтливости своей… (отрывок из «Сон»)

6 класс

  • Ворон к ворону летит (Шотландская народная баллада)
  • Дубровский
  • И. И. Пущину
  • Метель
  • Станционный смотритель
  • Туча
  • Узник         

7 класс

  • Борис Годунов
  • Медный всадник
  • Повести Белкина
  • Полтава
  • Скупой рыцарь

8 класс

  • История села Горюхина
  • Капитанская дочка
  • Пиковая дама
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

9 класс

  • Exegi monumentum»
  • Анчар
  • Бахчисарайский фонтан
  • Бесы
  • Братья разбойники
  • Во глубине сибирских руд
  • Вольность (ода)
  • Деревня
  • Детство. Лицейская лирика.
  • Евгений Онегин
  • К *** (Я помню чудное мгновенье…)
  • К Чаадаеву
  • Кавказский пленник
  • Маленькие трагедии
  • Пророк
  • Цыганы
  • Я вас любил…

Использованная литература:

  • Полная хрестоматия для начальной школы. С методическими подсказками для педагогов и родителей: в 2 кн. Кн. 2. / сост Е. В Посашкова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 624 с. : ил.
  • Демин Н. А. Изучение творчества А. С. Пушкина в 8 классе. (Из опыта работы). Москва, Просвещение, 1971. 192 с.

Сайты: