Час искусства «Импрессионизм Эдуарда Мане»

      Комментарии к записи Час искусства «Импрессионизм Эдуарда Мане» отключены

(190 лет со дня рождения Э. Мане)

Дорогие читатели библиотеки и гости блога!

Представляем вашему вниманию творческую биографию французского живописца Эдуарда Мане, которому в этом году исполняется 190 лет. На протяжении всей жизни Эдуард Мане оставался верен своей идее «писать только то, что видишь». Его творчество оказало мощное влияние на современную живопись и послужило началом новому художественному течению, получившему название «импрессионизм».

Начало творческого пути

Эдуард Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. 

Отдавая дань любви и уважения своим родителям, Эдуард Мане в 1860 г. изобразил их вместе на картине, созданной в стиле Диего Веласкеса. Огюст Мане, отец художника, занимал важный пост в администрации, являясь судьей и кавалером ордена Почетного легиона. Он женился на Эжени-Дезире Фурнье — дочери дипломата и крестнице шведского короля.  Родители видели в сыне будущего юриста, но их планам не суждено было сбыться. Ребенок унаследовал от матери живой интерес к искусству.

Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но вскоре он разочаровался в морской службе и поступил в Школу изящных искусств. Мане пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, но и в мастерской явно скучал, а как-то заявил во всеуслышание: «Когда я прихожу сюда, мне кажется, что я попал в могилу».

Музы Мане

В 1850 году у молодого человека вспыхнул бурный роман с пианисткой Сюзанной Леенхофф. Спустя два года она родила ему сына, который, впрочем, не получил фамилии Мане. Скрывая свою личную жизнь от строгого отца, он снял квартиру для Сюзанны, при этом официально значась крестным отцом ребенка. Обвенчаться он с Сюзанной смог лишь в 1863 году, после смерти Огюста Мане. Все эти годы начинающий художник расширял свои познания в живописи, путешествуя по Европе, копируя работы старых мастеров.

Эдуард Мане. «Мадам Мане за роялем»

В 1862 году живописец знакомится с Викториной Меран, стройной блондинкой с рыжеватым оттенком волос, матовой бледной кожей и выразительными темными глазами.

Эдуард Мане. «Портрет Викторины Меран», 1862 г.

Она мечтает стать актрисой. Девушка на долгие годы станет любимой моделью творца. Мане сразу пишет с нее «Уличную певицу» и несколько портретов. Между ними возникает близость. Сюзанна об этом ничего не узнает, да и нрав у жены кроткий — она не ревнива и не бьет тревогу из-за «какой-то прихоти» мужа.

Тогда же Мане пишет портреты и других женщин. Портрет мадам Брюне был первой заказной картиной в карьере живописца, однако правдивая живопись Мане, отсутствие поправок, свойственных модным портретистам, оскорбляет заказчицу. Она находит картину без прикрас «вульгарной».

Эдуард Мане – «Портрет мадам Брюне», 1861 г.

Другой образ Мане пишет с любовницы Бодлера в момент их ссоры. Жанна Дюваль, мулатка с желтоватой кожей и угрюмым колючим взглядом, одетая в платье с необъятным кринолином, полулежит на диване. На фоне пышной юбки ее лицо выглядит неестественно маленьким. Это произведение Мане закончил за один сеанс и наполнил его воздушной легкостью.

Эдуард Мане. «Дама с веером (Жанна Дюваль)», 1862 г.

А вот и стихи самого Бодлера, вдохновленного Жанной Дюваль:

Кто изваял тебя из темноты ночной,
Какой туземный Фауст, исчадие саванны?
Ты пахнешь мускусом и табаком Гаванны,
Полуночи дитя, мой идол роковой.

Ни опиум, ни хмель соперничать с тобой
Не смеют, демон мой; ты — край обетованный,
Где горестных моих желаний караваны
К колодцам глаз твоих идут на водопой.

Но не прохлада в них — огонь, смола и сера.
О, полно жечь меня, жестокая Мегера!
Пойми, ведь я не Стикс, чтоб приказать: «Остынь!»,

Семижды заключив тебя в свои объятья!
Не Прозерпина я, чтоб испытать проклятье,
Сгорать с тобой дотла в аду твоих простынь!

Шарль Бодлер сыграл большую роль в становлении художественной манеры Мане. Поэт, уже выпустивший к тому времени знаменитый сборник стихов «Цветы зла», советует Мане написать свое первое большое полотно — «Любитель абсента». В 1859 году картина была воспринята как вызов общественной морали и отвергнута приемной комиссией Салона.

«Писать только то, что видишь»…

Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь. В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется. Новую его картину «Завтрак на траве», как и предполагалось, приемная комиссия Салона 1863 года тоже отвергла. Картину называли непристойной, порнографической, недоступной для  понимания и бессюжетной.

Спасаясь от скандального шума, художник уехал в Испанию. Ему хотелось своими глазами увидеть живопись великих испанцев, корректируя по ней свою дальнейшую деятельность. Эта живопись потрясла Мане, но поездка оказалась недолгой — испанская кухня привела живописца в ужас и погнала домой.

Эдуард Мане. «Лола из Валенсии».

К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Многие считали его каким-то исчадием ада. Между тем, это был воспитанный человек с безукоризненными манерами.

Выставленные в Салоне картины Мане продолжали подвергаться нападкам критики, но при этом рос его авторитет в среде молодых художников и писателей, мечтавших о новом искусстве. «Ничто не могло вдохновить меня сильнее, чем наши споры, в которых сталкивались самые различные точки зрения, — писал впоследствии он. — Эти споры оттачивали наш ум и заряжали энергией, хватавшей на целые недели работы». В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма.

Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта Национальной гвардии. Он был свидетелем осады Парижа, оставившей в его памяти мрачный образ — «застилающий небо черный дым и непрекращающийся гром орудий».

В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии, при которой нарушается координация движений. Чуть позже он уже не мог писать. По иронии судьбы именно в эти годы к художнику пришло долгожданное признание. В 1881 году он получил медаль Салона, а чуть позже был награжден орденом Почетного легиона. Мане скончался в 1883 году 30 апреля, как раз накануне открытия очередного Салона.

В заключительной части нашей информины предлагаем вам посетить виртуальную картинную галерею — «Живопись Эдуарда Мане».

Мероприятие подготовила: С. Л. Махаева.