Час педагогики «Орден Владислава Крапивина»

      Комментарии к записи Час педагогики «Орден Владислава Крапивина» отключены

К 85-летию В. Крапивина

В. Крапивину удавалось формировать в ребенке активную жизненную позицию и воспитывать подростков на идеях человечности, мужества и чувства справедливости не только с помощью книг, но и в повседневной жизни в «Каравелле».

Н. Ю. Богатырева

За писателем прочно закрепилась слава патриарха советской детской литературы, создавшего миры хрупких и упрямых подростков, борющихся с несправедливостью и произволом. Его книги хорошо работают как моральный компас для читателей любого возраста.

Кроме того, Владислав Крапивин создал уникальный педагогический метод, который применяется в воспитательной системе разновозрастного объединения «Каравелла» в г. Екатеринбурге с 1961 года. С 90-х гг., после теоретического описания метода, его стали массово использовать педагоги в самых разных школьных и внешкольных муниципальных образовательных учреждениях России.

В настоящее время происходит процесс осмысления значения творчества В. П. Крапивина не только для русской словесности, но и для отечественной педагогики.

Свои юношеские увлечения В. Крапивин пронесёт с собой через всю жизнь. Увлечения в духе героев Дюма и Жюля Верна – фехтование, кораблестроение и мореходство. И то, что моря не было ни в Тюмени, ни в Свердловске, не помешало В. Крапивину строить парусники и ходить на них по местным водоемам.

Неустанное написание новых книг, журналистика, командировки, собственная семья – всё это не мешало работе В. Крапивина с детьми отряда «Каравелла». Чтение, фехтование, журналистика и кино – чем только в этом отряде не занимались дети. Позже у «Каравеллы» появился даже собственный парусный флот. Реальность и искусство переплетались: в «Каравелле» учили следовать тем же принципам, о которых Крапивин размышлял в своих книгах (будь честен и открыт, не обижай слабого, не молчи перед лицом зла), а в прозу проникали истории из жизни.

На протяжении почти пятидесяти лет своей активной педагогической деятельности В. П. Крапивин стремился максимально устранить границу между декларированием идей и их практической реализацией. В архиве «Каравеллы» есть уникальные воспоминания о составе воспитанников отряда 60-х гг. Писатель рассказывает, что некоторые ребята, с которыми он начинал работать, были достаточно агрессивны даже в играх: «Стоило большого труда отучить их от привычки во время игры нападать сзади, валить человека на землю, бить лежачего. Приходилось перестраивать все мировоззрение.

А на основе чего можно было это сделать? Только на основе показа других норм, других отношений, другого понимания жизни. Они должны были ощутить разницу, почувствовать ее, захотеть жить по-другому. А как это сделать? Ни в каких книгах об этом не рассказывалось. Вот и искал все интуитивно.

Раз я был писатель, то начал рассказывать сказки и сочинять истории про других ребят, которые, конечно же, были похожи на настоящих, но они были в чем-то смелее, добрее, радостнее. А ребятам понравилось. Они увлеклись, включились, поддержали. Дальше сказка стала явью, потому что мы верили, что «рождены, чтоб сказку сделать былью…».

Таким образом, опосредованное влияние на ребят оказывали герои книг В. Крапивина. Возможность провести параллели между жизнью реальной и миром художественных образов позволяла подросткам идентифицировать себя с героями.

Многие наблюдатели деятельности отряда «Каравелла» отмечали, что художественные образы книг писателя и воспитанники разновозрастного объединения имеют схожие свойства характеров.

Педагогический метод В. Крапивина можно описать как воспитание подростка через создание среды, созвучной потребности их возраста, которая влияет на поведение воспитанников. Пространство, в котором живет группа, необычно, таинственно, сказочно. Оно напоминает корабль или рыцарский замок, где люди могут свободно излагать свои мысли, быть услышаны, поняты, поддержаны. Здесь можно подниматься к вершинам творчества, понимать свою миссию, проявлять способности.

В качестве мотивирующего источника В. Крапивин использовал привлекательные, романтически окрашенные групповые формы деятельности: занятия парусным спортом, фехтованием, журналистикой, киносъемкой и многое другое.

Несомненно, что не только пространство оказывает сильное воздействие на подростков, но и личность Учителя, его мысли, образы, действия, поступки. При таком понимании преемственности необходимо выяснить, у кого сам писатель учился педагогическому мастерству. В. П. Крапивин считает, что на становление его педагогических взглядов и методов оказали влияние Я. Корчак, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский, которые кроме педагогической деятельности, активно занимались созданием художественных произведений. С творчеством названных авторов писатель познакомился достаточно рано благодаря маме – педагогу О. П. Крапивиной. Для Крапивина крайне важным стало то, что Корчак, Макаренко, Сухомлинский были, в первую очередь, педагогами-практиками, для которых работа с детьми не являлась работой в привычном понимании только профессиональной занятости, а была скорее образом жизни, судьбой.

Педагогические идеи В. Крапивина, по собственному его признанию, связаны с нравственно-этической системой ценностей, формировавшейся у писателя с самого детства, в прямой зависимости от воспитания, полученного в советском государстве. Основополагающие в его мировоззрении – ценность детства, ценность сказки, мечты, внутреннего мира человека, ценность дружбы, семьи, Учителя, ценность результата, достигнутого самостоятельно, и ценность коллективного сотрудничества с другими людьми.

В своем творчестве особое внимание автор уделяет идее разновозрастного сотрудничества, предполагающего появление особых отношений, позволяющих проявить самостоятельность участников, заинтересованность в объединении командных усилий, наличие общей цели.

Процесс разновозрастного сотрудничества формирует у подростков гуманистическую мотивацию и альтруизм. Преодолевая комплексы возрастной дистанции, подростки оказываются способны обучаться самостоятельности не на словах, а в реальном деле, постепенно привыкая, что многое в этой жизни зависит от их усилий.

Таким образом, при помощи литературных средств, специально организованного, романтически наполненного, воспитывающего пространства, заданных норм отношений В. П. Крапивин смог повлиять на самопредставление подростков, скорректировать социально-ценностные убеждения и поведение детей.

Успешность, самостоятельность, доброта, щедрость, отзывчивость, взаимовыручка выпускников «Каравеллы» показывают, что В. П. Крапивиным были реализованы принципы эффективного обучения и воспитания.

Показателем уровня воспитанности и взрослости, по мнению писателя, является то, насколько подросток способен принимать нравственные решения самостоятельно – без сопровождения и помощи других людей. Таким образом, результат воспитания, по В. Крапивину, заключается в возникновении у подростков эмоционально-нравственного стержня, способность ощутить прочность жизни и чувство собственной силы.

Мероприятие подготовила: библиотекарь М. Е. Кобяцкая