Выставка-обзор «Пелевинский дискурс»

      Комментарии к записи Выставка-обзор «Пелевинский дискурс» отключены

К 60-летию В. Пелевина

Виктор Пелевин о человеке и человечности

Пелевин, В. О. Ананасная вода для прекрасной дамы  / Виктор Пелевин. – Москва: Эксмо, 2011. – 352 с. – Текст (визуальный): непосредственный.

16+
ISBN 978-5-699-46291-9

«Война и Мир» эпохи, в которую нет «ни мира, ни войны».

Очередное исследование Виктором Олеговичем божественных субстанций. Сборник, состоящий из пяти на первый взгляд не связанных между собой произведений, открывает новую страницу в творчестве Пелевина — повзрослевшего автора, полного грустного лиризма. Юмор его не стал менее острым, а острота не стала менее умной, но в целом литература главного постмодерниста постсоветского пространства стала более вдумчивой и проникновенной. Хотя, казалось бы, куда уж более…

© atgrin

Книга состоит из двух неравных частей: «Боги и механизмы» (большая), «Механизмы и Боги» (меньшая). Первая часть состоит из двух повестей: «Операция «Burning Bush»» и «Зенитные кодексы Аль-Эфесби». Вторая часть состоит из трёх рассказов: «Созерцатель тени», «Тхаги» и «Отель хороших воплощений»

В «Ананасной воде для прекрасной дамы», как и в романе «t», Пелевин исследует свою излюбленную модель: окружающий мир на поверку оказывается чьей-то выдумкой.

Пелевин, В. О. Generation «П»  / Виктор Пелевин. – Москва: Эксмо, 2009. – 352 с. – Текст (визуальный): непосредственный.

16+
ISBN 978-5-699-28918-9

«Generation П» – это книга о поколении людей, родившихся в 70-х годах 20-ого века, чье взросление и становление пришлось на «лихие девяностые». И это поколение можно назвать потерянным.

Вавилен Татарский – молодой интеллигентный парень. Он только что окончил обучение в Литературном институте и полон надежд. Волей случая он попадает в мир рекламы, открыв в себе талант создания рекламных слоганов. А затем юноша становится «криэйтором», начиная разрабатывать образы партийных деятелей и подгоняя западную рекламу под российский менталитет.

Секс, наркотики и реклама. Реальный мир переплетается с миром рекламных образов и нереальных персонажей. И Вавилен становится… земным воплощением мужа богини Иштар, только вместо супружеской функции исполняет рекламную.

Вся прелесть пелевинского романа в том, что его каждый воспринимает по-своему: это и глубокая эзотерика, и блестящее надругательство над рекламой, и политический памфлет, и философская фантастика.

Цитаты:

«Ничто так не выдает принадлежность человека к низшим классам общества, как способность разбираться в дорогих часах и автомобилях».

«Вера, которую не разделяет никто, называется шизофренией».

«Антирусский заговор, безусловно, существует – проблема только в том, что в нем участвует все взрослое население России».

Пелевин, В. О. Желтая стрела: Избранные произведения  / Виктор Пелевин. – Москва: Эксмо, 2006. – 542 с. – Текст (визуальный): непосредственный.

16+
ISBN 5-699-08165-8

Повести, вошедшие в эту книгу, по праву считаются лучшими образцами жанра в современной отечественной литературе. Более того — именно они сделали Пелевина одним из самых читаемых писателей не только в России, но во всем мире.

В своих повестях, эссе и психических атаках один из самых ярких и загадочных писателей современности выворачивает наизнанку литературные стереотипы, мифы массового сознания и культурные штампы, удивительно смешивает реальность и фантасмагорию, мистику и иронию, с неподражаемым изяществом предлагает альтернативную версию событий, которые никем прежде не ставились под сомнение.

С 1999 года книга «Желтая стрела» переиздавалась 20 раз. Дата первого издания «Желтая стрела»: май 1999 года, последнее, 20-е издание вышло в феврале 2014 года.

Цитаты:

«Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того, чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет. Может, это действительно не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае. Понимаешь, в чем разница?»

«Истина настолько проста, что за нее даже обидно».

«Те, кто стоит близко к кормушке-поилке, счастливы в основном потому, что все время помнят о желающих попасть на их место. А те, кто всю жизнь ждет, когда между стоящими впереди появится щелочка, счастливы потому, что им есть на что надеяться в жизни. Это ведь и есть гармония и единство».

Пелевин, Виктор Олегович. Непобедимое Солнце  / Виктор Пелевин. – Москва: Эксмо, 2021. – 704 с. – (Единственный и неповторимый. Виктор Пелевин). – Текст (визуальный): непосредственный.

18+
ISBN 978-5-04-112784-8

Саша — продвинутая московская блондинка. Ей тридцатник, вируса на горизонте еще нет, и она уезжает в путешествие, обещанное ей на индийской горе Аруначале лично Шивой. Саша встретит историков-некроэмпатов, римских принцепсов, американских корпоративных анархистов, турецких филологов-суфиев, российских шестнадцатых референтов, кубинских тихарей и секс-работниц — и других интересных людей (и не только). Но самое главное, она прикоснется к тайне тайн — и увидит, откуда и как возникает то, что Илон Маск называет компьютерной симуляцией, а Святая Церковь — Мiром Божьим.

Какой стала Саша после встречи с тайной, вы узнаете из книги. Какой стала тайна после встречи с Сашей, вы уже немного в курсе и так.

Цитаты:

«– Приди в равновесие сам. Чтобы случилось то, чего ты хочешь, первое, что ты должен сделать – перестать хотеть».

«Природа женщины – быть прекрасной. Мне хочется нравиться в первую очередь себе. И если мое отражение в зеркале устраивает меня саму, то с  самцом проблем не будет точно».

«Один сильно взрослый человек сказал мне в свое время интересную вещь: мужчина платит не за секс. Мужчина платит за то, чтобы после секса женщина быстро оделась и ушла».

«Когда трансерфинг начинают практиковать многодетные домохозяйки и интернет-надомники, а потом несколько тысяч человек собираются на подмосковный семинар, где вечером объективируют телочек и заправляются пивандрием, а утром благодарят среду и отпускают важность, это уже не трансерфинг реальности, а реальность трансерфинга».

Пелевин, В. П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана (сборник)  / Виктор Пелевин. – Москва: Эксмо, 2008. – 288 с. –  (Новый Пелевин). – Текст (визуальный): непосредственный.

18+
ISBN 978-5-699-30532-2

«П5: Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана» – это сборник рассказов Виктора Пелевина, впервые поступивший в продажу в октябре 2008 года. В книгу вошли пять не связанных между собой по сюжету произведений: «Зал поющих кариатид», «Кормление крокодила Хуфу», «Некромент», «Пространство Фридмана» и «Ассасин».

И вновь Пелевин препарирует действительность, вытаскивает на поверхность все самое гнилое и дурно пахнущее и представляет на суд читателя. Главные герои весьма контрастны и фантасмагоричны: элитная проститутка с генами самки богомола, гаишник, приносящий в жертву своих же сослуживцев, фокусник, связанный с богами Древнего Египта, мальчик-ученик школы убийц, физик, обнаруживший новый вид черных дыр. И во всем этом наша реальность, наши страхи и то, что заставляет нас открывать книги автора снова и снова.

По словам издателей, эта книга посвящена современной действительности и очень точно ее отражает. Вместе с тем она, вопреки названию, не о политике.

Цитаты:

«Учимся видеть во сне говно, потому что это к деньгам».

«Луна — это солнце для бедных!»

«… то, что кажется иному человеку раем, для другого будет просто нездоровым образом жизни».

«Чудеса делаются из человека, которому их показывают. И чем больше он их видел, тем меньше остается места для новых».

«Думать, что бывают люди, стоящие ближе ко Всевышнему или дальше от него, – это как считать, что в полдень есть такие, кто ближе к дневному свету».

«Самка cardiacephala myrmex ест отрыгиваемую самцом пищу прямо у него изо рта — из этого, кстати, через двести миллионов лет произошел ваш человеческий поцелуй, только люди, как всегда, убрали содержательную часть и оставили один пиар».

«Украинский вопрос есть ничто иное, как вытесненный в подсознание еврейский…»

Пелевин, Виктор Олегович. Смотритель. Книга 1. Орден желтого флага / Виктор Пелевин. – Москва: Издательство «Э», 2016. – 320 с. – (Единственный и неповторимый. Виктор Пелевин). – Текст (визуальный): непосредственный.

16+
ISBN 978-5-699-90903-2

Больше двух веков назад Павел Первый, Франц Антон Месмер и Бенджамин Франклин силой мысли создали особый мир – Идиллиум. Туда император Всероссийский и удалился с Ветхой земли, ловко инсценировав собственное убийство с помощью им же созданного двойника.

Попав в Идиллиум, Павел Первый занял должность Смотрителя – того, кто следит за сохранностью и расширением мира, течением Флюида и другими важными вещами.

После него на должность Смотрителя приходили разные преемники. И все было тихо-мирно, пока в Идиллиуме не объявился некий бессмертный фехтовальщик. Он убивает Смотрителей одного за другим, но вычислить злодея невозможно…

Впрочем, это может быть под силу Алексу де Киже, который готовится занять эту опасную должность и заодно разобраться во всех возможностях и особенностях загадочного мира. Помогать Алексу будет очаровательная Юка, созданная искусственным образом для плотских утех, но ставшая той, в кого можно по-настоящему влюбиться…

Цитаты:

«Старшие обычно отказывают младшим в том, что позволяли себе сами, считая, что ошибки их молодости не следует повторять. Только они забывают самое главное — ошибки молодости вовсе не казались им ошибками, пока они были молоды. Тогда ошибалось все остальное человечество, а они-то как раз были правы. Именно в этом самообмане и состоит юность…»

«Постоянная деградация человеческого мира неизбежна, ибо лучшие рождающиеся в нём существа мечтают лишь об одном — покинуть его безвозвратно. Игрок, понявший, что заведение жульничает всегда, встаёт из-за стола. Рано или поздно в человеческом мире остаются только тупо заблуждающиеся особи, подверженные самому убогому гипнозу. И не просто подверженные, а с радостью готовые передавать гипноз дальше…»

«Если вы выросли в строгости и простоте, позже трудно привить себе вкус к пороку даже при наличии серьезного энтузиазма».

«Один человек, обращаясь к Богу, скажет “Иегова”, другой — “Аллах”, третий — “Иисус”, четвертый — “Кришна”, пятый — “Брама”, шестой — “Атман”, седьмой — “Верховное Существо”, восьмой — “Франц-Антон”. Но Бог при этом услышит только “эй-эй!” — и то если очень повезет…»

«Вот, кстати, ещё один способ, каким маскируется любовь — желание обладать выдаёт себя за стремление помочь и спасти…»

Пелевин, Виктор Олегович. Смотритель. Книга 2. Железная бездна / Виктор Пелевин. – Москва: Издательство «Э», 2016. – 320 с. – (Единственный и неповторимый. Виктор Пелевин). – Текст (визуальный): непосредственный.

16+
ISBN 978-5-699-91746-4

Алексис де Киже – новый Смотритель иллюзорного мира Идиллиум, созданного силой фантазии российского императора Павла Первого, немецкого врача Франца Антона Месмера и американского политика Бенджамина Франклина.

Главный герой все больше узнает об устройстве Идиллиума и быстро понимает основной закон мира: любое чудо в нем должно базироваться на первооснове, которая находится на Ветхой земле. А значит, сознание все же не смогло определить бытие…

Но Алекса мучают и другие вопросы. Кто он? По чьему подобию был создан? И действительно ли больше всего ему следует бояться энергии Флюида? Разобраться во всем происходящем неопытному Смотрителю помогают архаты и Ангел Воды. Но действительно ли Алексу нужны ответы?.. Узнайте, читая вторую и заключительную часть серии «Смотритель»!

Цитаты:

«Мы, мужчины, тщательно культивируем суровый героизм облика, думал я, — хотя, если разобраться, бритые черепа и небритые челюсти, подбитые ватой плечи и воинские амулеты на раскрытой груди являются просто разновидностью накладных ресниц, ибо выполняют симметричную функцию».

«– Счастье бывает лишь одно, – сказал Ангел. – Когда ты не сомневаешься, счастлив ты или нет. Когда ты знаешь – все, что привело тебя к этой секунде, было оправдано, потому что привело именно к ней».

«Говорят, у подвижников, достигших подобного совершенства, бывает тяжелый характер — или так кажется нам, обывателям, потому что за годы своей практики они полностью сжигают привычку к ежеминутной мелкой лжи, делающей нормальное человеческое общение невозможным».

«Весь наш мир соткан из перемен – а в мгновении не меняется ничего: созерцающий его постигает, что оно неподвижно и пусто. Именно это и делает нас миражом, с которым ничего не может случиться. Ведь самого миража никто даже и не видел – мы всю жизнь его просто вспоминаем и додумываем».

«Вот что я думаю по этому поводу: мир – волшебный кристалл с безмерным числом граней, и повернуть его всегда можно так, что мы рассмеемся от счастья или похолодеем от ужаса. К счастью, я могу выбирать».

«Не следует создавать новые сущности без любви. Все, что ты натворил, останется с тобой навсегда – хотя бы в виде укоров совести…»

Пелевин, Виктор Олегович. Тайные виды на гору Фудзи / Виктор Пелевин. – Москва: Эксмо, 2020. – 416 с. – Текст (визуальный): непосредственный.

18+
ISBN 978-5-04-108726-5

Готовы ли вы ощутить реальность так, как переживали ее аскеты и маги Древней Индии две с половиной тысячи лет назад? И если да, хватит ли у вас на это денег?

Стартап «Fuji experiences» действует не в Силиконовой долине, а в российских реалиях, где требования к новому бизнесу гораздо жестче. Люди, способные профинансировать новый проект, наперечет…

Но эта книга – не только о проблемах российских стартапов. Это своего рода современная «Илиада», повествующая о долгом и мучительно трудном возвращении российских олигархов домой. А еще это берущая за сердце история подлинного женского успеха.

Впервые в мировой литературе раскрываются эзотерические тайны мезоамериканского феминизма с подробным описанием его энергетических практик. Речь также идет о некоторых интересных аспектах классической буддийской медитации.

Герои книги – наши динамичные современники: социально ответственные бизнесмены, алхимические трансгендеры, одинокие усталые люди, из которых капитализм высасывает последнюю кровь, стартаперы-авантюристы из Сколково, буддийские монахи-медитаторы, черные лесбиянки.

В ком-то читатель, возможно, узнает и себя…

Можно ли достичь просветления не путем бесконечных и трудоемких практик по развитию осознанности, а… обманом? Трое русских предпринимателей решают использовать технологию одного гения в коммерческих целях – особую программу, подключающую человека к сознанию буддийского монаха и позволяющую буквально скачать оттуда просветление. Быстро, качественно и, конечно же, очень дорого.

Имеет ли такой подход право на существование? Не обесценивает ли он сам феномен познания? И существуют ли еще люди, которые не ищут легких путей и готовы, подобно улитке из знаменитой притчи, медленно, но неуклонно взбираться на вершину?

Цитаты:

«Быть трофеем – судьба практически любой сексуально привлекательной женщины в нашем мире. Иногда горечь смягчают дети. Но чаще… Чаще, увы, дети ее добавляют. – Может, лучше быть некрасивой? – Это не выход, – ответила Кларисса. – Красивых женщин патриархия выкидывает на помойку, выжав из них все соки. Некрасивых сразу».

«Через людей дули свежие смысловые сквозняки».

«Сегодня можно формулировать точнее. Человек – это программируемое животное. Но эти программы, увы, пишем не мы сами. Их сочиняют природа и общество, и вовсе не для нашего с вами удовольствия, как вы, наверно, замечали…» 

Пелевин, В. Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре  / Виктор Пелевин. – Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. – 224 с. –  (Азбука Premium). – Текст (визуальный): непосредственный.

18+
ISBN 978-5-389-18023-9

«Построю лабиринт, в котором смогу затеряться с тем, кто захочет меня найти, — кто это сказал и о чём?».

Восемь персонажей встречаются в одном очень странном чате. Каждый из них неизвестным образом попал в одну из однотипных комнат с монитором и клавиатурой. Вскоре они понимают, что стали участниками мифа о Тесее и Минотавре. Но ситуация оказывается намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Повесть «Шлем ужаса» была написана Виктором Пелевиным в рамках международного проекта «Мифы» издательства Canongate, в реализации которого также принимали участие такие писатели, как Джанет Уинтерсон, Умберто Эко, Карен Армстронг и другие. Авторам предстояло в любых форме и жанре переделать на современный лад ряд древних мифов. Виктор Пелевин выбрал сказание о Минотавре.

«Шлем ужаса» – это произведение об иллюзорности выбора, которым наделены представители поколения Пи. У мира-лабиринта, где живут и путешествуют восемь героев повести, есть хозяин, который постоянно меняет имена и обличия.

По Пелевину, современный мир – это мир фальшивок, лабиринт обмана. В нем ценность и значимость теряет все: любовь, свобода, счастье, вера… Этот мир и те, кто его населяет, способны создавать только пустоту, в которой как по замкнутому кругу блуждают герои «Шлема ужаса».

Жертвы нового Минотавра XXI века ищут нить Ариадны, помогшую Тесею найти путь в лабиринте. Утопая в море информации, затерянные в бесконечном хаосе интернет-чатов, они вынуждены повиноваться Шлему Ужаса (читай: Минотавру), который снабдил их загадочными никами, — и все же пытаются нащупать дорогу назад, в реальный мир…

Цитаты:

«Лабиринт-сепаратор — важнейшая часть шлема ужаса. В нем из ничего вырабатывается все остальное, то есть возникает поток впечатлений. Там же происходит сепарация прошлого, настоящего и будущего».

«Я тоже думаю, что это ловушка. Только нас все равно в нее уже поймали. И комната, где ты сидишь, такая же ее часть, как то, что за дверью».

«Искусство должно радовать, а не печалить. А если оно нас печалит, эта печаль должна нас радовать».

«Может быть, в этом все дело. Не думать, где выход, а понять, что жизнь – это распутье, на котором ты стоишь прямо сейчас. Тогда и лабиринт исчезнет – ведь целиком он существует только у нас в уме, а в реальности есть только простой выбор – куда дальше».

«Когда я слышу слово «дискурс», я хватаюсь за свой симулякр».

«Будущее вырабатывается из прошлого, поэтому, чем дальше мы уходим в будущее, тем больше требуется прошлого для его производства. Так сказать, чем ближе звезды, тем глубже котлован…»

Книги, прославляющие разум

Виктор Олегович стирает тонкую грань между реальностью и фантасмагорией, смешивает исторические эпохи, чтобы открыть новый мир, законы которого выстраиваются с каждой новой книгой и неподвластны, возможно, и самому автору…

Пелевин – писатель, чьи книги представляют собой своего рода энциклопедию духовной и интеллектуальной литературы. Любое из его сочинений можно рассматривать как пособие по мифологии. Но для того чтобы понять смысл идей Пелевина, необходимо обладать в достаточной мере информацией из области истории религии и философии. Далеко не каждому даже образованному читателю под силу расшифровать интертекстуальные отсылки, которые присутствуют в его книгах. В текстах этого автора присутствуют религиозные и философские трактаты. Чтение книг Пелевина напоминает разгадывание кроссворда. Некоторые литературоведы и поклонники творчества Пелевина полагают, что его проза – это увлекательный учебник религиоведения.

Автор, о котором идет речь, отличается от многих своих коллег тонким художественным вкусом и необыкновенно развитым воображением. По крайней мере, так полагает большинство российских критиков. Пелевину удается в каждой книге найти новый ракурс и оригинальный подход. Он нередко удивляет, а иногда даже шокирует. В книгах Пелевина присутствуют сложные философские построения, но благодаря легкости языка, чтение не становится утомительным. Образы героев в романах этого писателя – запоминающиеся и яркие, а литературный стиль Пелевина представляет собой смешение форм и жанров. Пелевин в своих произведениях приглашает своего читателя в захватывающую игру, держит в постоянном напряжении, дразнит непривычными философскими идеями и подталкивает к серьезным размышлениям. Он создал свой неповторимый жанр, и его лексика, речевые обороты обнаруживают в авторе ценителя и знатока «великого и могучего» русского языка. Его лексика близка молодежи, легко воспринимается и находит живой отклик у всех возрастных групп.В чем секрет популярности его произведений? Возможно, в них Виктору Пелевину удалось затронуть в умах людей нужные струны…

Использованные источники:

Мероприятие подготовила: Д. В. Широкая