Выставка-обзор «Цветаевская хрупкость слов»

      Комментарии к записи Выставка-обзор «Цветаевская хрупкость слов» отключены

К 130-летию со дня рождения М. И. Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева – выдающийся русский поэт, прозаик и драматург. Поэтесса с потрясающим чувством слога и слова, оставившая богатое поэтическое наследие. Искусство дало Марине Цветаевой возможность любить многих, не изменяя ни одному, прожить сотни и тысячи разных жизней, которые она отражала в своем творчестве.

Творчество поэта Цветаевой

У каждого поэта своя музыка. Споры по поводу “искренности” в противоположность “величию” — споры вечные. Каждый поэт решает их собственными конкретными достижениями (или провалами!) в области поэтического выражения. Быть современником – творить свое время, а не отражать его. А творить время – вовсе не значит соглашаться с ним, можно и “с девятью десятыми в нем сражаться”. Так, Цветаева, едва заявив о себе в русской литературе, как и потом уже всю жизнь, пыталась объяснить постигшую ее как художника трагедию, уяснить самой себе и другим свое отступление в неприступное и вместе с тем воинственное одиночество.

Уже потом она нашла всему этому определение в письме-поздравлении знаменитому эстету Бальмонту: “Беспутный! Вот я и дорвалась до своего любимого слова. Беспутный ты, Бальмонт, и беспутная — я, все поэты беспутны, — своими путями ходят. Есть такая детская книжка, Бальмонт, какого-то англичанина, я ее не читала, но написать бы ее взялась: “Кошка, которая гуляла сама по себе” Такая кошка – ты, Бальмонт, и такая кошка – я. Все поэты такие кошки”.

Поэзию Марины Цветаевой можно соотнести с исповедью. Она всегда живо и искренне отдавалась своему творчеству, как истинный романтик, слагая в рифму свою внутреннюю боль, трепет, всю гамму чувств. Поэтесса не требовала от жизни слишком многого, поэтому период забвения не вселил в ее сердце обиду или горечь. Напротив, казалось, в ней проявилась еще большая жажда жизни, именно поэтому Цветаева не переставала писать. И даже в эмиграции, несмотря на все тяготы и лишения, ее поэзия получила второе дыхание, отразив на бумаге особую эстетику личного мироощущения.

Мы предлагаем вашему вниманию книги Марины Цветаевой, имеющиеся у нас в библиотеке:

Цветаева, М. Малое собрание сочинений  / Марина Цветаева. – Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. – 864 с. – Текст (визуальный): непосредственный.

16+

«Крупнее Цветаевой в нашем столетии нет поэта» — так сказал о Марине Цветаевой Иосиф Бродский, имея в виду не только пространство России. «Отказываясь от морализаторского фильтра, не заботясь о границах доброприличного и дозволенного, Марина Цветаева давала сказаться всем голосам, которые в себе слышала, а не только тем, за которые, говоря ее собственными словами, она согласилась бы умереть в семь часов утра» (И. Кудрова). В настоящее издание вошел весь основной корпус стихотворений Цветаевой, поэмы («Поэма Горы», «Поэма Конца», «Крысолов», «Новогоднее»), автобиографическая проза («Дом у Старого Пимена», «Башня в плюще», «Мать и музыка» и др.), воспоминания о современниках («История одного посвящения», «Живое о живом», «Пленный дух», «Повесть о Сонечке»), а также эссе «Мой Пушкин» и «Пушкин и Пугачев». «»Марина часто начинает стихотворение с верхнего «до»», — говорила Анна Ахматова. То же самое, частично, можно сказать и об интонации Цветаевой в прозе. Таково было свойство ее голоса, что речь почти всегда начинается с того конца октавы, в верхнем регистре, на его пределе, после которого мыслимы только спуск или в лучшем случае плато. Однако настолько трагичен был тембр ее голоса, что он обеспечивал ощущение подъема при любой длительности звучания. Трагизм этот пришел не из биографии: он был до. Биография с ним только совпала, на него — эхом — откликнулась» (И. Бродский).

Цветаева, М. И. Лирика / Марина Цветаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 512 с.: ил. – (Всемирная библиотека поэзии). – Текст (визуальный): непосредственный.

16+

Для Марины Цветаевой поэзия — это волшебство и высвобождение душевных избытков, диалог «я» со всем миром. Цветаевская лирика — это интимное откровение Поэта о мире; откровение, в котором законы мироздания преобразованы в художественную форму, во всепоглощающую лирическую стихию. Это «тайный жар», явленный через слово. Темы любви, одиночества, жизни и смерти в поэзии Цветаевой звучат как исповедь женщины-Поэта, не побоявшейся противопоставить себя своему времени, лишенному духовного начала.

Цветаева, М. И. Любви старинные туманы: Стихотворения и поэмы / Марина Цветаева. – Москва: Эксмо, 2006. – 416 с.: ил. – Текст (визуальный): непосредственный.

16+

Яркий самобытный талант, предельная искренность, высокий романтизм отличают лучшие стихотворения и поэмы Марины Цветаевой, вошедшие в это миниатюрное издание.

Цветаева, М. И. Мне нравится, что вы больны не мной… / Марина Цветаева. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 256 с.: ил. – (Стихи о любви). – Текст (визуальный): непосредственный.

16+

Стихотворения Марины Цветаевой — это особая страница в русской поэтическом наследии. Лирика Цветаевой продиктована чувствами такой предельной остроты, такого накала, который дается только поэту экзистенциального отчаяния. Это поэтическое откровение личности, способной «Творцу вернуть билет» и заявить: «На твой безумный мир ответ один — отказ». Речевой поток Цветаевой непредсказуем и необратим, ее муза бескомпромиссна и неукротима, любовь ее лирической героини безудержна и безмерна.

Цветаева, М. Пленный дух: Воспоминания о современниках. Эссе / Марина Цветаева. – Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. – 448 с. –  (Азбука-классика). – Текст (визуальный): непосредственный.

16+

«Поэт неизбежно терпит крах на всех других путях осуществления. Привычный, приученный (собой же) к абсолюту, он требует от жизни то, чего она дать не может…», — М. Цветаева.
«О, поэты, поэты! Единственные настоящие любовники женщин!» — М. Цветаева.
«Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил… Ведь он — такое явное торжество духа…», — М. Цветаева (на смерть А. Блока).

Проза поэта о поэтах… Двойная субъективность, дающая тем не менее максимальное приближение к истинному положению вещей. В этой книге мы увидим В. Брюсова, О. Мандельштама, М. Волошина, М. Кузмина, Андрея Белого — глазами Марины Цветаевой. Она рассказывает о том, какими запомнила она своих современников-поэтов, подтверждая собственную аксиому: «Любить — видеть человека таким, каким его задумал Бог…»

Цветаева, М. Повесть о Сонечке: Автобиографическая проза / Марина Цветаева. – Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. – 512 с. –  (Азбука-классика). – Текст (визуальный): непосредственный.

16+

В настоящий сборник включена избранная автобиографическая, дневниковая и мемуарная проза (в том числе посвященная актрисе С. Э. Голлидэй «Повесть о Сонечке») выдающегося русского поэта ХХ века Марины Цветаевой.


Отмеченные сложным переплетением жанров и стилистических тональностей, многобразием ракурсов и эмоций, эти произведения представляют собой своего рода страницы авторского лирического дневника, в котором разнородные воспоминания о себе, о людях и событиях скреплены единством интонации, страстью постижения жизни, стремлением воссоздать прошлое, удержать его от бесследного провала в Лету.

Цветаева, М. И. Поэзия. Проза. Драматургия / Сост., предисл. и коммент. А. А. Саакянц; худож. В. В. Медведев. – Москва: СЛОВО/SLOVO, 2000. – 568 с. – Текст (визуальный): непосредственный.

16+

«Пушкинская библиотека» — собрание русской клас­сики за целое тысячелетие: от древнерусской литературы до пи­сателей и поэтов конца XX века.  В данной книге представлены избранные произведения Марины Цветаевой (1892-1941) во всех жанрах: поэзия (стихотворения и поэмы), проза и драматургия.

Цветаева, М. И. Стихотворения / Сост. и авт. вступ. ст. Ал. Михайлов; оформ. В. Белан. – Дополн. переизд. – Москва: Детская литература, 1990. – 191 с.: ил. – (Школьная библиотека). – Текст (визуальный): непосредственный.

12+

В отечественной поэзии первой половины прошлого века весомо творчество Марины Цветаевой. Прямая наследница великой традиции и — вместе с тем — подлинный новатор, Цветаева внесла значительный вклад в культуру русского стиха.

Цветаева, М. И. Стихотворения. Поэмы / Марина Цветаева. –  Москва: Дрофа, 2004. – 304 с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы). – Текст (визуальный): непосредственный.

16+

В книгу вошли стихотворения и поэмы М. И. Цветаевой. В разделе `Приложения` помещены воспоминания современников и отрывки из критических статей о творчестве Цветаевой.

Цветаева, М. И. Стихотворения. Поэмы / Сост., вступ. ст. А. М. Туркова; примеч. А. А. Саакянц. – Москва: Советская Россия, 1988. – 416 с.: 1 л. портр. – (Поэтическая Россия). – Текст (визуальный): непосредственный.

12+

Цветаева Марина Ивановна (1892 — 1941) — один из выдающихся русских поэтов, для творчества которого характерны необыкновенная искренность и неповторимая ритмика. Включенные в эту книгу избранные лирические стихотворения и поэмы Цветаевой адресованы массовому читателю, испытывающему неослабевающий интерес к этому сложному и талантливому поэту.

Источники:

Мероприятие подготовила Д. В. Широкая.