Историко-культурная панорама «Ростов и Нахичевань: союз и согласие»

      Комментарии к записи Историко-культурная панорама «Ростов и Нахичевань: союз и согласие» отключены

(К Дню народного единства)

Добрый день, дорогие читатели! Грядёт праздник, который объединит под своим крылом буквально все народы, проживающие на территории нашей большой страны.

Подобно России, Донской край также многонационален, и сегодня мы поговорим об армянах: нации, чей город Нахичевань-на-Дону вырос бок о бок с Ростовом, а затем и вовсе слился с ним. Наша библиотека также относится уже к Нахичевани, к самому её началу, поэтому для нас и наших читателей разговор будет достаточно актуальным.

Этот знак относительно недавно появился в Парке им. 1 Мая

Свыше двухсот лет назад на берега Дона пришли армянские переселенцы из Крыма.

Переселение армян осуществлялось в несколько партий. Первая партия переселенцев, под командованием донских казаков, пустилась в путь 18 августа 1778 года, вторая — 22 августа, третья — 18 сентября. Большую роль в этом великом переселении сыграл генерал А.В. Суворов.

Достоверно не зная о месте своего поселения, о привилегиях, обещанных царским правительством от имени Екатерины II, армяне столкнулись с большими трудностями, к которым они не были готовы. Суровая природа, холодная зима, необжитые, безжизненные степи, холодные пронизывающие ветры и долгая дорога, а также крайний недостаток в топливе, продовольствии, лекарствах. Можно представить себе страдания и лишения, которые пришлось пережить и преодолеть несчастным переселенцам.

Г. Потёмкин, фаворит Екатерины Великой

Трогательную заботу о крымских армянах проявлял лично генерал А. В. Суворов. Он неоднократно обращался к Г. Потемкину по поводу бедственного положения переселенцев. Им оказывалась помощь: выдавались продукты, одежда, выделялся транспорт, деньги. Хотя, к сожалению, этого было недостаточно. К концу 1779 года переселенцы дошли до низовий Дона. К тому времени подоспела и грамота (Указ) императрицы Екатерины II от 14/25 ноября 1779 года.

По этому указу армянам отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью Святого Дмитрия Ростовского, разрешалось основать один город (Нахичеван) и пять селений (Чалтырь, Крым, Большие Салы, Малые Салы, Несвитай). Так завершилось это драматическое переселение. Из Крыма выехало 31 386 человек. Из них греков — 18407, армян — 12598, грузин — 219, валахов — 162.

Вышеупомянутый указ Екатерины II был зачитан на центральной площади будущего города (ныне пл. Карла Маркса). Он состоит из пяти пунктов, написана на русском и армянском языках.

Согласно этому документу, переселенцам предоставлялись определенные льготы-привилегии. В числе привилегий надо отметить освобождение армян от государственных податей служб на десять лет, от воинской повинности на сто лет, — разрешалось строительство церквей с проведением в них обрядов по своим законам и обычаям, разрешалась свободная торговля внутри и вне государства, а также армяне получили право строить своими силами фабрики, заводы, купеческие мореходные суда.

Генерал А. В. Суворов еще долгое время проявлял заботу об армянах-переселенцах. В крепости Св. Дмитрия Ростовского Суворов прожил вместе со своей семьей зиму 1783-1784 гг.

Герб Нахичевани-на-Дону

 В 1811 г. у Ростова и Нахичевани-на-Дону появились свои гербы. 11 мая 1811 г. Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону — два города, выросшие рядом с уже терявшей свое стратегическое значение к началу XIX века крепостью Святого Димитрия Ростовского, получили первые генеральные планы, утвержденные царем Александром I

В течение всего XIX века застройка и благоустройство Нахичевани постоянно улучшались. В основе строительной деятельности было следование Генеральному плану 1811 г., но этот план полностью не был осуществлен.

К концу XIX века на месте, предназначенном для административно-торговой площади с Гостиным двором, возникло сразу четыре площади: Гостиная, Базарная, Полицейская и Бульварная. Роль доминанты, как и предполагалось, выполнял собор Св.Григория, Просветителя армян. Он был композиционным ядром всех площадей, а парковая зона вокруг собора объединяла их в единый ансамбль.

Долгое время на Гостиной и Базарной площадях возводились деревянные здания лавок и магазинов. Только в 1870-е годы были построены два ряда кирпичных торговых лавок по проекту городского архитектора В.В. Сазонова.

В Нахичевани самыми лучшими архитекторами России строились церкви: кафедральный собор им. Григория-Просветителя, св. Никогоса, св. Успения, св. Георгия, св. Теодороса, св. Вознесения, св. Иоанна Предтечи. Все они были уничтожены за годы советской власти. Это были храмы, неповторимые по своей красоте, в которых хранились уникальные книги, утварь, иконы, Хач-кары (армянские камни-кресты), привезенные из Ани (Армения) и Крыма. Эти камни-кресты люди несли на себе, спасаясь от варваров и завоевателей. Лишь чудом сохранилась армянская кладбищенская церковь св. Карапета. Ценой огромных усилий была восстановлена часть церкви-монастыря Сурб-Хач, без колокольни, как музей.

После 1850 года появляются улицы, мощенные камнем, в 1887 году прокладывают рельсовые пути в городе, по которым ходят запряженные лошадьми конки-вагонки. Улучшается освещение улиц. К концу XIX века в городе появился очень хороший водопровод.

18 сентября 1894 года в знак глубокой благодарности армянским населением совместно с казачеством был установлен памятник императрице Екатерине II. Этот памятник был символом единения всех народов, проживающих на Дону. Но, к несчастью, это великолепное произведение искусства, изготовленное гениальными русскими скульпторами А. М. и М. М. Чижовыми, было снесено большевиками. А на месте, где стояла Екатерина II, был установлен памятник Карлу Марксу

.

Не прошло и ста лет с тех пор, как армяне поселились на Дону, как Нахичевань, состоящий изначально из неграмотного и малообразованного населения, превратился в город европейской культуры — это без преувеличения. Армяне посылали своих детей учиться в Петербург, Москву, Париж, Лондон, Берлин. Они возвращались, принося с собой культуру и знания.

Резко изменился культурный уровень населения Нахичевани. Из города, где люди ходили в восточных одеждах, превратился в европейский город, в котором сохранился аромат Востока, национальная неповторимая самобытность. А светские нахичеванские салоны ничем не отличались от таковых в Петербурге, Москве или Ростове-на-Дону. Уже ничем не отличались эти города друг от друга и в одежде людей, их населяющих, и в архитектуре.

Также стоит сказать о некоторых зданиях, сохранившихся со времен существования Нахичевани. Здание Нахичеванского городского театра возводилось с 1896 по 1899 годы по проекту городского архитектора Н.Н. Дурбаха. По окончании общестроительных работ в 1900–1907 годы велись отделочные работы в интерьере и на фасадах здания. Затем состоялось торжественное открытие.

В заключение стоит сказать, что только в декабре 1926 года оба города объединились в один — Ростов-на-Дону.

Нахичевань и Ростов появились в разное время и по разным причинам, но в короткий период времени они превратились в богатые и развивающиеся города благодаря их выгодному месторасположению. Оба города были экономически развиты, но население Ростова увеличивалось гораздо быстрее из-за людей, которые покинули свои дома в поисках лучшей жизни на Донской земле.

Хотите узнать больше о том, как зарождалась и развивалась русско-армянская дружба на протяжении веков? Приходите к нам в библиотеку! В отделе краеведческой литературы вы найдёте множество интересной информации.

А пока — взгляните на нашу книжную выставку!

Книжная выставка «Дон многонациональный: донские армяне»

Ростов-на-Дону : путеводитель / А.А. Феоктистова. – Москва : Издательство «Э», 2018. – 128 с. : ил., карта. – (Красный гид). – Текст (визуальный) : непосредственный.

В экспресс-гиде по Ростову-на-Дону в найдёте краткую информацию о городе, советы, как лучше провести выходные в городе, и главные достопримечательности. Есть, конечно же, в книге и интересные места, находящиеся на территории Нахичевани.

Ростов-на-Дону глазами историков. Летописная история города / А.И. Ригельман, А.М. Ильин, Г. А. Иноземцев. – Ростов-на-Дону : Ростовкнига, 2015. – 228 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.

Читателям представляется историческая летопись города с точки зрения различных исследователей, биографии и вклад в историю города различных деятелей.

Ильин, А.М. История города Ростова-на-Дону: очерк. – Ростов-на-Дону : Мини Тайп, 2020. – 112 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.

Книга понравится тем, кто предпочитает ёмкие и сжатые пересказы многотомных трудов, а также интересуется историей родного города. Становление Ростова и Нахичевани-на-Дону, достопримечательности, исторические вехи – всё найдётся в богатом и увлекательном очерке.

Нахичевань-на-Дону: история и современность. – Ростов-на-Дону: Foundation, 2019. – 404 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.

Материалы сборника охватывают различные аспекты деятельности армянской общины Дона – культурное, экономическое развитие Нахичевани и армянских сельских поселений. Издание адресовано всем, интересующимся историей Донского края.

Багдыков, Г.М. Моя Нахичевань. Город и люди. – Ростов-на-Дону : Ковчег, 2015. – 258 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.

Очень интересная книга, в которой вы найдёте множество биографий, мест, интересных фактов о Нахичевани и нахичеванцах. Живой стиль автора дополняется свидетельствами историков, воспоминаниями очевидцев, фотографиями.

Донские армяне. 235 лет с Россией. Фотоальбом. – Ростов-на-Дону : Лаки Пак, 2014. – Текст (визуальный) : изобразительный.

Фотоальбом посвящён юбилею переселения армян на Дон и, помимо фотографий, содержит комментарии, вступительное слово и послесловие.

Донская Армения. Выпуск 1. – Ростов-на-Дону : Старые русские, 2006. – 360 с. – (Дон многонациональный). – Текст (визуальный): непосредственный.

В книге, на основе исторических и краеведческих материалов, рассказывается о том, как складывалась жизнь армян на Дону с конца XVIII века до наших дней.

Армяне Дона. Серия «Народы Дона». – Ростов-на-Дону, 2022. – 380 с. : ил. – (Народы Дона) – Текст (визуальный) : непосредственный.

Книга посвящена истории, культуре, социальной жизни донских армян и охватывает период со времени их прихода на юг и до наших дней.

Спасибо за внимание и тёплого, душевного вам праздника, уважаемые читатели и гости блога! Мы ждём вас в библиотеке 7 ноября и далее — по обычному расписанию.

Мероприятие подготовила С.М. Викос