Час туризма «Волшебство Байкала»

      Комментарии к записи Час туризма «Волшебство Байкала» отключены

Ко Всемирному дню туризма

1. Вступление.

Многие из вас, наверняка, слышали о Байкале и даже видели его фотографии. Но сегодня мы хотим рассказать вам о том, что делает это озеро по-настоящему уникальным. Вы узнаете об истории Байкала, о богатстве его фауны и флоры, о том, какое значение оно имеет для экологической ситуации в регионе и в мире в целом.

Но главной линией нашей беседы о Байкале будет все-таки литература. Выдающиеся российские имена. И не только Распутин и Вампилов, на долю которого выпали  самые глубокие и трагические отношения с Байкалом. С этим озером связаны Чехов, Северянин, протопоп Аввакум… А из наших современников – Василий Авченко, который интересно и много пишет о Дальнем Востоке, Сибири. Мы решили полностью привести его эссэ:

2. У озера. Байкал в русской литературе.

Текст: Василий Авченко, Константин Кокошкин

Крупнейшее на планете хранилище пресной воды — холодной, чистой, кристально прозрачной; водоем площадью больше Бельгии; самое глубокое озеро Земли, причем, по словам ученых, — продолжающее углубляться… Чудо света, сокровище, святыня.

Для России его открыл в 1643 году тобольский казак Курбат Иванов.

Первое художественное описание чудо-озера дал непокорный протопоп Аввакум, пошедший в 1656 году в даурские земли с отрядом воеводы Пашкова. Байкал ссыльный раскольник пересек на плоскодонном «дощанике» не без приключений: «На Байкалове море паки тонул». Через шесть лет, на обратном пути, Аввакум снова форсировал Байкал — от устья Селенги к истоку Ангары. В своем знаменитом автобиографическом «Житии…» изобразил байкальские хребты: «Около ево горы высокие, утесы каменные и зело высоки…». Описал местную флору и фауну:

«Лук… ростет и чеснок, — больши романовскаго луковицы, и сладок зело… Птиц зело много, гусей и лебедей, — по морю, яко снег, плавают. Рыба в нем осетры, и таймени, стерледи, и омули, и сиги, и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы (тюлени. — Авт.) великия в нем… А рыбы зело густо в нем; осетры и таймени жирни гораздо, — нельзя жарить на сковороде: жир все будет».

Наряду с Волгой-матушкой и тихим Доном Байкал вошел в число подлинно сакральных водоемов России. Он воспет в народных песнях — от «По диким степям Забайкалья» (вероятный автор слов — Иван Кондратьев) до «Славное море — священный Байкал». В основу последней легло стихотворение сибиряка Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале». Вслед за Аввакумом поэт величает озеро морем, как бы повышая в чине. С этим согласился Чехов, проживший на байкальском берегу два июньских дня 1890 года по дороге на каторжный Сахалин:

«Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух». И тогда же записал: «От Байкала начинается сибирская поэзия, до Байкала же была проза».

Стихов о Байкале действительно не счесть. Игорь Северянин писал:

    …Как часто душа иссякала

    В желанье вернуться опять.

    Я так и не знаю Байкала:

    Увидеть — не значит узнать…

Но, пожалуй, главным певцом Байкала в ХХ веке стал не поэт, а прозаик — ангарский уроженец Валентин Распутин.

Он писал: «Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами — в нем всё крупно, всё широко, привольно и загадочно — он же, напротив, возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий, и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего».

Распутин не только описывал озеро, но и спасал его, много лет добиваясь (плечом к плечу с другими литераторами и учеными — от классиков Шолохова и Леонова до академиков Капицы и Лаврентьева) остановки Байкальского ЦБК — целлюлозно-бумажного комбината. Только в 2013 году тот наконец прекратил свою работу. Хотя это самое предприятие и, шире, отношения человека и природы еще в 1969 году стали стержневой темой фильма Сергея Герасимова «У озера» с Олегом Жаковым, Натальей Белохвостиковой и Василием Шукшиным.

Хотя Байкал в титрах не значится, он — подлинный заглавный герой этой ленты.

А самые глубокие и трагические отношения с Байкалом выпали распутинскому ровеснику, товарищу и земляку по иркутской земле — драматургу Александру Вампилову.

В последний год короткой жизни его открыли, оценили. Столичные театры заинтересовались его пьесами. Однако вмешалась жестокая судьба — Вампилов погиб за два дня до собственного 35-летия. Его забрал Байкал, и слава стала посмертной.

3. Видео презентация.

4. Заключение.

Что можно сказать о Байкале тем, кто его никогда не видел? Только словами очевидцев, особенно, если это русский писатель Валентин Распутин, который его не только видел, но и знал:

«Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно «равнодушная» природа. Это было нечто особое, необыкновенное и «богоделанное».

А главное – нужно беречь нашу природу, нашу прекрасную планету.

Конвенция ЮНЕСКО по охране культурного и природного наследия. «Природа Байкальского региона представляет собой уникальное сочетание разнообразных видов растительности, животного мира, геологических объектов, имеющих огромное значение для сохранения генофонда Земли и понимания его биологической и геологической эволюции, что полностью соответствует понятию «мировое природное наследие».

Мероприятие подготовила: вед. библиотекарь С. Л. Махаева