Праздничный вечер «Радостная Масленица!»

      Комментарии к записи Праздничный вечер «Радостная Масленица!» отключены

(К Масленичной неделе)

Доброго дня, уважаемые гости нашего блога! Сегодня мы поговорим о Масленице – самом радостном из зимне-весенних праздников, традиционно собирающем за столом несколько поколений каждой семьи. Народные гуляния, праздники, частушки – и, конечно же, блины, ставшие неотъемлемым атрибутом Масленицы.

Наверное, каждый знает о символике празднике и о том, как принято проводить каждый день масленичной недели. А мы хотим рассказать вам об упоминаниях Масленицы в отечественной литературе, ведь такой народный обычай никак не мог остаться без внимания писателей.

Рассказ «Чистый понедельник». Иван Бунин.

В этом пронзительном произведении ярко и красочно показана жизнь московской интеллигенции начала XX века на масленичную неделю. И, что самое примечательное: автор напоминает нам, что Масленица – это преддверие Великого поста.

«Так прошел январь, февраль, пришла и прошла масленица. В Прощеное воскресенье она приказала мне приехать к ней в пятом часу вечера. Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках.

— Все черное! — сказал я, входя, как всегда, радостно.

Глаза ее были ласковы и тихи.

— Ведь завтра уже Чистый понедельник, — ответила она, вынув из каракулевой муфты и давая мне руку в черной лайковой перчатке. — «Господи владыко живота моего…» Хотите поехать в Новодевичий монастырь?

Я удивился, но поспешил сказать:

— Хочу!

— Что ж все кабаки да кабаки, — прибавила она. — Вот вчера утром я была на Рогожском кладбище…

Я удивился еще больше:

— На кладбище? Зачем? Это знаменитое раскольничье?

— Да, раскольничье. Допетровская Русь! Хоронили архиепископа. И вот представьте себе: гроб — дубовая колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего закрыт белым «воздухом», шитым крупной черной вязью — красота и ужас. А у гроба диаконы с рипидами и трикириями…

— Откуда вы это знаете? Рипиды, трикирии!

— Это вы меня не знаете.

— Не знал, что вы так религиозны.

— Это не религиозность. Я не знаю что… Но я, например, часто хожу по утрам или по вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого… Так вот: диаконы — да какие! Пересвет и Ослябя! И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие, в длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, — то один хор, то другой, — и все в унисон и не по нотам, а по «крюкам». А могила была внутри выложена блестящими еловыми ветвями, а на дворе мороз, солнце, слепит снег… Да нет, вы этого не понимаете! Идем…».

«Юнкера». Александр Куприн.

Пожалуй, одно из самых вкусных художественных описаний Масленицы:

«О, языческое удельное княжество Москва! Она ест блины горячими, как огонь, ест с маслом, со сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с селедками всех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с семушкой и с сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и с осетровыми молоками, и с копченой стерлядкою, и со знаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простой закладкой и с затейливо комбинированной. А для легкости прохода в нутро каждый блин поливается разнообразными водками сорока сортов и сорока настоев. Тут и классическая, на смородинных почках, благоухающая садом, и тминная, и полынная, и анисовая, и немецкий доппель-кюммель, и всеисцеляющий зверобой, и зубровка, настойка на березовых почках, и на тополевых, и лимонная, и перцовка, и… всех не перечислишь. А сколько блинов съедается за Масленую неделю в Москве – этого никто никогда не мог пересчитать, ибо цифры тут астрономические. Счет приходилось бы начинать пудами, переходить на берковцы, потом на тонны и вслед за тем уже на грузовые шестимачтовые корабли. Ели во славу, по-язычески, не ведая отказу. Древние старожилы говорили с прискорбием: – Эх! Не тот, не тот ныне народ пошел. Жидковаты стали люди, не емкие. Посудите сами: на блинах у Петросеева Оганчиков-купец держал пари с бакалейщиком Трясиловым – кто больше съест блинов. И что же вы думаете? На тридцать втором блине, не сходя с места, богу душу отдал! Да-с, измельчали люди. А в мое молодое время, давно уже этому, купец Коровин с Балчуга свободно по пятидесяти блинов съедал в присест, а запивал непременно лимонной настойкой с рижским бальзамом».

«Лето Господне». Иван Шмелев.

В повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику, написанная по детским впечатлениям и воспоминаниям автора.

«Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось — «масленица»? Она стояла на высоком прилавке в банях. На большом круглом прянике — на блине? — от которого пахло медом — и клеем пахло! — с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, — поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью… Чудесную эту «масленицу» устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч — и «масленицы» исчезли. Но живы они во мне. Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью… — перед постом?

Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянною бахромою сосульки, плавятся-звякают о льдышки. Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат «свадьбой», и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись. И вот проступают звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте, — масленица идет. Давно на окне в столовой поставлен огромный ящик: посадили лучок, «к блинам»; зеленые его перышки — большие, приятно гладить. Мальчишка от мучника кому-то провез муку. Нам уже привезли: мешок голубой крупчатки и четыре мешка «людской». Привезли и сухих дров, березовых. «Еловые стрекают, — сказал мне ездок Михаила, — «галочка» не припек. Уж и поедим мы с тобой блинков!»

Роман «Тихий Дон». Михаил Шолохов.

 Донской автор ярко и с присущим ему колоритом описывает масленичный стол в семье казаков Мелеховых.

«Ели, как и всегда по праздникам, сытно и много. Щи с бараниной сменила лапша, потом — вареная баранина, курятина, холодец из бараньих ножек, жареная картошка, пшенная с коровьим маслом каша, кулага, блинцы с каймаком, соленый арбуз. Григорий, огрузившийся едой, встал тяжело, пьяно перекрестился; отдуваясь, прилег на кровать. Пантелей Прокофьевич еще управлялся с кашей: плотно притолочив ее ложкой, он сделал посредине углубление (так называемый колодец), налил в него янтарное масло и аккуратно черпал ложкой пропитанную маслом кашу».

 «Глупый француз». Антон Чехов.

Одно из первых произведений, что приходит на ум при упоминании русского масленичного размаха. В каждой шутке есть доля шутки, не правда ли?

«В ожидании, пока подадут консоме, Пуркуа занялся наблюдением. Первое, что бросилось ему в глаза, был какой-то полный благообразный господин, сидевший за соседним столом и приготовлявшийся есть блины.

«Как, однако, много подают в русских ресторанах! – подумал француз, глядя, как сосед поливает свои блины горячим маслом. – Пять блинов! Разве один человек может съесть так много теста?»

Сосед между тем помазал блины икрой, разрезал все их на половинки и проглотил скорее, чем в пять минут…

– Челаэк! – обернулся он к половому. – Подай еще порцию! Да что у вас за порции такие? Подай сразу штук десять или пятнадцать! Дай балыка… семги, что ли?

«Странно… – подумал Пуркуа, рассматривая соседа. – Съел пять кусков теста и еще просит! Впрочем, такие феномены не составляют редкости… У меня у самого в Бретани был дядя Франсуа, который на пари съедал две тарелки супу и пять бараньих котлет… Говорят, что есть также болезни, когда много едят…»

Половой поставил перед соседом гору блинов и две тарелки с балыком и семгой. Благообразный господин выпил рюмку водки, закусил семгой и принялся за блины. К великому удивлению Пуркуа, ел он их спеша, едва разжевывая, как голодный…

«Очевидно, болен… – подумал француз. – И неужели он, чудак, воображает, что съест всю эту гору? Не съест и трех кусков, как желудок его будет уже полон, а ведь придется платить за всю гору!»

– Дай еще икры! – крикнул сосед, утирая салфеткой масляные губы. – Не забудь зеленого луку!»

«Масленичные правила дисциплины». Антон Чехов.

В рассказе «Масленичные правила дисциплины» автор основательно готовит читателя к тому, чтобы получить удовольствие от масленичной недели без неприятныз последствий.

«§. Масленица получила свое название от русского слова «масло», которое в изобилии употребляется во время блинов, как чухонское, и после блинов…

§. По мнению Гатцука, Суворина и других календаристов, она начинается 28-го января и кончается 3-го февраля. Замоскворецкие же пупсики и железнодорожные бонзы начинают ее 1-го января и кончают 31-го декабря.

§. Тратясь на муку, водку и зернистую икру, не забывай, что тебе предстоит еще ведаться с аптекарской таксой.

§. Если тебе ведением или неведением друзья твои или враги наставят фонарь, то не ходи в городскую управу и не предлагай там услуг в качестве уличного фонаря, а ложись спать и проспись.

§. Не всё коту масленица, придет и великий пост. Если ты кот, то имей это в виду».

На этой благожелательной ноте позвольте закончить цитирование классиков – без сомнений, ваши собственные праздничные столы не будут отличаться в худшую сторону!

Заключить наше мероприятие предлагаем обзором книг о Масленице и народных обычаях, которые вы можете найти в нашей библиотеке.

Книжная выставка-обзор «Обряды и праздники Руси».

Панкеев, И.А. Пасха. Рождество. Масленица / Иван Панкеев. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : АСТ, 2007. – 345 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.

Календарный год – это не только череда будней и регулярная смена сезонов. Наша жизнь расцвечена разнообразными праздниками – церковными и светскими, новыми и древними. В этой книге собраны уникальные сведения о трёх наиболее радостных и богатых традициями торжеств – Пасхе, Рождестве, Масленице.

Праздники и обряды на Руси / Авт.-сост. Владимир Андреев. – Москва : Вече, 2018. – 400 с. : ил. – Текст (визуальный) : непосредственный.

Книга повествует не только о великих общероссийских праздниках, но и о древних народных традициях в изготовлении и украшении одежды, об устройстве жилища, села, слободы, посада, города; о звериной и птичьей охоте – и не только.

Коринфский, А.А. Народная Русь / А.А. Коринфский. – Смоленск : Русич, 1995. – 656 с. – (Русичи) – Текст (визуальный) : непосредственный.

Эта работа была впервые издана в 1901 году в Москве и широко известна, однако позже незаслуженно забыта. Богатый фактический материал, любовь к земле русской, к простому народу и родному языку никого не оставит равнодушным.

Капица, Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: справочник / Ф.С. Капица. – Москва : Флинта, 2001. – 216 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.

В книге широко и системно отражены представления раннего христианского периода о мире и его устройстве, а также образы и символы славянской мифологии, персонажи славянских сказок, народные обычаи, обряды, праздники и христианские ритуалы.

Забылин М., Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия. – Москва : Эксмо, 2002. – 608 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.

В этой книге вы найдёте описания обрядов и поверий, сказки и былины. Очарование культурных традиций не оставит равнодушными тех, кто интересуется наследием и богатыми обычаями наших предков.

Русский народный календарь / Автор-сост. Н.И. Решетников. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 304 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.

Каждый день календаря показан с разных позиций: указываются имена святых церковного календаря, приводятся краткие жития святых, вошедших в русскую православную культуру, раскрывается название календарных праздников с указанием обрядов и обычаев. Книга иллюстрирована произведениями русских художников.

Все эти книги вы можете взять в нашей библиотеке, как и те, что упомянуты выше. С праздником! Надеемся, что Масленичная неделя будет для вас весёлой, вкусной и даст лишний повод собраться всей семьёй.

Мероприятие подготовила С. Викос