Рождественские посиделки «Что такое Святочный рассказ?»

      Комментарии к записи Рождественские посиделки «Что такое Святочный рассказ?» отключены

Январское заседание литературного клуба «Серебристая сирень», посвященное Дню Рождества Христова в России

После снятия ковидных ограничений у литературного клуба «Серебристая сирень» открылось второе дыхание: на первое заседание 2023 года пришло более десяти участников и гостей, включая иногородних. Они с нетерпением ждали начала мероприятия, которое было организовано в рамках Рождественских посиделок в библиотеке. Все гости были в восторге от атмосферы праздника, которая царила в библиотеке. Участники беседы о святочном рассказе активно обсуждали произведение, делясь своими впечатлениями и мнениями. В мини-выставке рождественских книг каждый мог найти что-то по своему вкусу, а мультфильм «Ангелочек» увлек гостей в мир добра и чудес. Наконец, праздничное чаепитие стало настоящим завершением Рождественских посиделок в библиотеке, оставив приятные воспоминания у всех присутствующих.

Что такое рождественский и святочный рассказы?

Святочный рассказ с точки зрения литературоведения относится к так называемой «календарной литературе», то есть из самого названия жанра следует, что это чтение наиболее уместно именно в Святки. И действительно, трудно найти время, когда бы весь мир — от мала до велика — столь единодушно замирал в готовности к чуду.

Святочный рассказ этим ожиданиям соответствует сполна: ведь в нем добро всегда побеждает зло, а чудо — прямо-таки обязательная составляющая. Будь это явное вмешательство высших сил или якобы случайное стечение обстоятельств, все беды героев обязательно разрешатся, и нас ждет светлый финал.

Не стоит путать рождественский рассказ со святочным рассказом – они из разных культур. Суть рождественского рассказа проста: если человек безгрешен, то его ждет награда и материальное благополучие в земном мире.

В святочном рассказе (у православных) акцент делается на том, что, через страдания, человек становится счастлив духовно, приходит к пониманию истинной веры. Однако рождение Христа для исцеления скорбей и невзгод человеческих роднит эти два жанра календарной литературы.

Жанр святочного рассказа был невероятно популярен в XIX веке. Его основоположником принято считать Чарльза Диккенса, но тему быстро подхватили по всему миру, в том числе, конечно, и в России. У нас, правда, в отличие от жизнеутверждающей прозы родоначальника жанра, случались и трагические финалы, достаточно вспомнить рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке», когда новогодний праздник оказывается лишь предсмертными фантазиями замерзающего ребенка. Но вот Лесков считал, что концовка обязательно должна быть веселой. В любом случае святочный рассказ напоминает нам о ценности домашнего очага, уюта, тихих семейных радостей. И, конечно же, о необходимости творить добро, заботиться о других, проявлять милосердие.

После Октябрьской революции популярность жанра, по крайней мере в России, потихоньку сошла на нет. Что неудивительно: раз запретили празднование Рождества, то какие уж тут святочные рассказы… Хотя, если присмотреться, эхо святочного рассказа можно обнаружить, например, в повести Гайдара «Чук и Гек», а также… в воспоминаниях Бонч-Бруевича «Елка в Сокольниках», где добрый Ленин одаривает детишек конфетами и игрушками, водит с ними хороводы вокруг елки — вполне себе в стиле деда Мороза.

С возвращением в нашу жизнь празднования Рождества можно было бы ожидать и быстрого возрождения жанра святочного рассказа. Но всё не так просто. Обратим внимание, что речь идет именно о рассказе, а не о сказке. То есть само названия жанра утверждает, что случившиеся события — реальны, а сверхъестественное вполне логично в эту реальность вплетается. И вот как раз эту «естественность сверхъестественного» убедительно донести до читателя очень непросто. Тем более что прошедший век способствовал скорее развитию цинизма, чем веры в чудеса.

Не все произведения интересны одинаково каждому члену семьи. Но есть и такие. Обычно у них есть два свойства: большой талант, с которым они созданы, и событие, которому они посвящены. Рождество Христово ‒ это то, что определяет нашу грядущую, за рамки этой жизни выходящую судьбу. И святочные рассказы напоминают нам об этом.

На нашей мини-выставке представлено три сборника рождественских и святочных рассказов, написанных лучшими русскими и зарубежными авторами.

Мини-выставка: «В ожидании рождественского чуда»

Поговорим о некоторых из них:

Александр Куприн. «Чудесный доктор»

Этот, что называется, хрестоматийный святочный рассказ раскрывает праздник ещё с одной стороны: он говорит о милосердии. О том, как человек, у которого множество дел, и семья, и гостинцы в руках для детишек, вдруг проникается бедой совершенно неизвестного и совсем несимпатичного человека. И важен здесь не только факт помощи бедствующей семье, но и то, что благодеяние это сделано, можно сказать, инкогнито. Ведь только на следующий день, получая лекарство от аптекаря, Мерцалов узнаёт, что его благодетель ‒ знаменитый военный хирург Николай Иванович Пирогов.

Этот рассказ ‒ хорошая основа для разговора о милосердии, о безвозмездной помощи, о том, почему, по слову Господа, «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 3–4).

Чарльз Диккенс. «Рождественская песнь в прозе»

История преображения души старого скряги Скружда от английского классика известна многим. Однако, перечитывая её, мы снова и снова размышляем над плодами жизни ‒ и не только героя книги: над плодами жизни своей собственной. Что сделали мы хорошего? Кого порадовали, кого обнадёжили, кого оттолкнули? И есть ли что-то, чего уже не исправить?

Однако Диккенс утверждает, что исправить можно многое, даже то, что, кажется, предопределено. Об этом звонят весёлые колокола, и смех в гостиной, куда пришёл с поздравлением мистер Скрудж после своего ночного видения, ‒ тоже об этом.

«Рождественскую песнь» можно перечитывать каждый год ‒ она не надоедает. А можно делать это вместе с детьми, открывая им и сокровища английской литературы, и возможности изменения человеческой души.

Ганс Христиан Андерсен. «Девочка со спичками»

Жанр святочного рассказа предполагает чудесное преображение героя, обретение им под Рождество, когда происходят чудеса, счастья. Но «Девочка со спичками» — одно из самых грустных произведений писателя. Героиня умирает, нет никакой надежды на преображение её жизни, но это с точки зрения обывателя. А рассказчик – христианин, романтик, для него конец сказки счастливый.

Тема рассказа – последний вечер бедной девочки, чья жизнь не имеет никакой ценности в обществе. Основная мысль – счастье не в богатстве и даже не в жизни. Счастье – в возможности видеть невидимое, соприкасаться с вечным. В рассказе поднимаются серьёзные социальные проблемы, описана жизнь одного города, на улицах которого живут люди, принадлежащие к разным мирам. Мир нищеты, в котором живёт маленькая торговка спичками, отделён от мира богатства, враждебного по отношению к девочке. Девочка теряет туфли, когда пугается двух карет, мчащихся во весь опор. В мире, где живут ездящие в карете, не замечают маленьких продавщиц спичек.

Девочка обречена на физическую смерть, она целый день ничего не ела. Но больше всего она страдает от собственной ненужности и одиночества.

В предсмертных видениях девочки реализуются все её потребности, сначала физические (тепло и сытость), потом духовные (уютная защищённость и любовь). В первом видении спичка превращается в удивительную свечку, а девочка греется у печки. Во втором девочка оказывается за богатым столом, а жареный гусь сам идёт, чтобы кормить её. Третье видение переносит девочку к роскошной рождественской ёлке.

Девочка смиряется с тем, что видения исчезают, когда гаснет спичка. Но она не готова вновь потерять появившуюся в видении недавно умершую бабушку. Любовь пересиливает страх перед наказанием, и девочка зажигает все спички одновременно.

Для романтика идеал недостижим. Все видения, которые проходят перед глазами замерзающей девочки – это прекрасный мир, о котором она мечтала всю жизнь, но достичь смогла только после смерти.

Федор Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»

По традиции в предпраздничные дни люди строят вертеп, который символизирует пещеру, где родился Иисус. Ведь Богоматери не нашлось места в городе. Достоевский сгущает краски, но параллель прослеживается четко: на одной из улиц перед Рождеством стоит вертеп-подвал с мертвой женщиной, которая приехала в город и не нашла здесь места ни себе, ни своему ребенку.

В рождественские дни на Руси принято помогать бедным и обездоленным. Этой традиции придерживаются представители всех слоев общества. Но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия.

Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода – преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный. На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.

Автор не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде.

Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных. Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.

Леонид Андреев «Ангелочек»

Небольшой рассказ вместил в себя содержание целого романа и жизненные истории как минимум шести персонажей. Если бы автор захотел «развернуть» этот сжатый роман, то главным его героем, конечно, оказался бы не мальчик – 13-летний Сашка, а старик Иван Саввич, его отец. На самом деле этому больному чахоткой и преждевременно состарившемуся человеку вряд ли сильно за сорок, а может и нет сорока.

Тема рассказа «Ангелочек» – попытка «воспоминания о золотом веке» как последняя надежда замученных жизнью людей.Недаром, анализируя этот рассказ, Н. К. Михайловский, последний авторитетный критик среди идеологов реалистического направления, писал о «мимолётном виденье идеала, который умилил ожесточённое сердце мальчика и отогрел измученное сердце старика и – исчез, растаял… Страшнее этого – ничего быть не может».

Использованная литература и электронные ресурсы

  1. Большая Новогодняя книга = Рассказы в Новогоднюю ночь. – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 320 с. – (Праздник-Праздник). –  Текст (визуальный): непосредственный.
  2. Диккенс, Ч. Рождественские повести / Чарльз Диккенс; пер. с англ. Т. Озерской, М. Лорие. – Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. – 240 с. –  Текст (визуальный): непосредственный.
  3. Ночь перед Рождеством: лучшие рождественские истории. – Москва: Издательство «Э», 2015. – 480 с. –  Текст (визуальный): непосредственный.
  4. Святочный рассказ: возрождение жанра  // Журнал Фома, Москва.  [Электронный ресурс]: https://foma.ru/narisovat-rozhdestvo.html (дата обращения 18.01.2023). –  Текст (визуальный): электронный.
  5. 9 святочных рассказов для семейного чтения  // Православие.Ru, Москва.  [Электронный ресурс]: https://pravoslavie.ru/118439.html (дата обращения 18.01.2023). –  Текст (визуальный): электронный.
  6. Литературная критика на GoldLit.Ru //  Goldlit. Литературная критика, сочинения, краткие содержания, биографии писателей, Москва.  [Электронный ресурс]: https://goldlit.ru/  (дата обращения 18.01.2023). –  Текст (визуальный): электронный.