Любимый город — Ростов-на-Дону

      Комментарии к записи Любимый город — Ростов-на-Дону отключены

День информации

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы рады поздравить всех гостей блога с главным городским праздником сентября – Днём города. Ростову-на-Дону исполняется 273 года. По сравнению с Москвой он, конечно, ещё «подросток»… но и ростовчане могут кое-что рассказать о родной истории!

История рождения Ростова-на-Дону, как города, начинается с эпохи Петра I. Во время своих Азовских походов, Петр искал, где установить крепость для обороны южных границ империи. Армия императора проходила по донским степям и наткнулась на полноводный источник. Царь испил из него воды, после чего назвал Богатым Колодезем.

К сожалению, крепость во времена Петра из-за Прутского договора с Турцией не была построена. К Богатому Колодезю переселились жители Азова и Таганрога, перешедших к Османской империи.

Правда эта небольшая слободка просуществовала недолго. Турки не давали русским людям спокойно спать. При Петре I для защиты рубежей и усмирения казаков на месте Монастырского городка вблизи Черкасска строится укрепленный транжамент. Но из-за постоянных паводков для крепости уже во времена Анны Иоанновны выбрано новое место, именуемое в народе Васильевскими буграми. Крепость назвали Анненской в честь св. Анны.

После вступления на престол Елизаветы Петровны Анненская крепость становится настолько важной, что императрица повелевает устроить вокруг нее несколько таможен для сбора портовой пошлины. Одна из них, под названием Темерницкая, разместилась вблизи Богатого Колодезя ввиду того, что места у крепости Св. Анны оказались заболочены.
Декабрь 1749 г. фактически стал временем рождения города Ростова-на-Дону. В середине XVIII в. на месте Темерницкой таможни основана международная «Российская и Константинопольская торгующая компания». Темерницкий порт становится крупнейшим торговым портом юга России.

В 1760 г. назрел вопрос о переносе Анненской крепости из заболоченных мест на более комфортный участок. Так рядом с Темерницкой таможней появляется крепость указом Екатерины II названная крепостью св. Димитрия Ростовского.

Позже название трансформировалось в Ростовскую крепость, затем просто в Ростов, ну а так как на карте России уже существовал Ростов, чтобы не путаться к новому посаду добавили приписку Ростов-на-Дону.

В 70-е годы XVIII в. вблизи крепости селятся армянские выходцы с Крыма, основав город под названием Нор-Нахичеван. С 1797 г. крепость и Нахичевань вошли в состав Ростовского уезда.

XIX в. стал этапом бурного экономического роста города. Растут торговые предприятия, фабрики, заводы. В город протягивают железную дорогу. Ростов становится центральным узлом пяти крупнейших почтовых трактов: Черноморского, Кавказского, Бахмутского, Одесского и Харьковского. Начинает работать телефонная связь, по улицам пускают трамвайный транспорт. Продовольственные ярмарки Ростова считаются крупнейшими в стране.

С началом Первой Мировой в Ростов эвакуируют Варшавский университет. К концу XIX в. 98 городских предприятий налаживают развитие экспорта за рубеж. Население к началу ХХ в. возрастает до 110 тыс. человек.

Перед Великой Отечественной войной город активно застраивается. Строится гигантский завод «Ростсельмаш» и похожий на трактор крупнейший в стране драмтеатр им. М. Горького. В 1928 г. Нахичевань и Ростов объединились в один мегаполис. В 1937 г. он становится центром образованной Ростовской области, столицей Дона.

История Ростова-на-Дону в военные годы похожа на историю многих городов России. Он дважды был под немецкой оккупацией. Первый раз немцы заняли город осенью 1941, второй – летом 1942. Оккупация нанесла Ростову огромный вред.

По числу разрушений город вошел в десятку наиболее пострадавших городов России. Были разрушены завод «Ростсельмаш», все городские мосты, улицы, свыше 12 тыс. домов, в Змиевской балке убиты 27 тыс. евреев. Всего во время военных действий было убито 40 тыс. ростовчан, свыше 53 тыс. жителей взято в плен.

Однако значительные потери не помешали городу быстро восстановиться. Уже к 1 июня 1945 на улицах появился первый трамвай. К 1947 г. восстановлена I очередь завода «Ростсельмаш», отремонтированы табачная фабрика и паравозоремонтный завод. Продолжается восстановление предприятий и объектов социальной инфраструктуры. Застройки ведутся по генплану академика архитектуры В. Н. Семенова. Благоустраивается набережная, из руин восстанавливают театр, Лендворец, Дом Советов, берега Дона соединяет новый Ворошиловский мост общей протяженностью 450 метров. В 50-е, после строительства Волго-Донского канала город Ростов-на-Дону становится портом пяти морей.

В 90-е годы ХХ века Ростов-на-Дону попал в десятку крупнейших городов России. К началу 2000 его население перевалило за 1 млн. человек. В 2000 он стал центром образованного Южного Федерального округа, еще раз подтвердив негласный статус южной столицы.

И сейчас Ростов-на-Дону остается крупным культурным, административным, промышленным и научно-образовательным центром всей России. Кроме того, он является важнейшим торгово-транспортным узлом, известным как «Ворота Кавказа». В мае 2008 г. Ростов получил почетное звание «Город воинской славы».

Как видите, нашему славному Ростову есть, чем гордиться! И не только «чем», но, конечно же, ещё и «кем» — и мы представляем вам виртуальную галерею «Рождённые в Ростове-на-Дону», где каждый из зрителей найдёт знаменитого современника. Приятного просмотра!

И, в заключение, приглашаем познакомиться с подготовленной специалистами библиотеки виртуальной выставкой-обзором. Напоминаем, дорогие друзья, что у нас в библиотеке есть целый краеведческий отдел, где вы можете найти не только историческую литературу, но и произведения Виталия Закруткина, Михаила Шолохова и Анатолия Калинина! А краеведческие и архитектурные очерки Любови Волошиновой не оставят равнодушными ценителей истории Ростова-на-Дону.

С праздником! С Днём города!

Мероприятие подготовила К. Мираноскэ