Виртуальный журнал «Мастера слова»: Роджер Желязны

      Комментарии к записи Виртуальный журнал «Мастера слова»: Роджер Желязны отключены

Виртуальное заседание литературного клуба «Серебристая сирень» к 85-летию Р. Желязны

Здравствуйте, дорогие читатели и гости библиотеки имени А. С. Пушкина и нашего блога! Приветствуем вас на виртуальном заседании литературного клуба «Серебристая сирень», посвященном дню рождения всемирно известного мэтра фантастического жанра…

— Я не хочу, чтобы мое творчество подгоняли под рамки одного конкретного жанра.
Роджер Желязны

Извините… дню рождения писателя, ставшего классиком: Роджера Желязны!

Отец принцев Амбера, марсиан… и не только

В первой половине 1990-х на российские просторы хлынул поток переводной фантастики. И особой популярностью пользовалась доселе почти незнакомое нам фэнтези. Среди появившихся книг особое впечатление на отечественных неофитов произвел цикл «Хроники Амбера», разительно непохожий на уже известные в нашей стране истории Толкина и Говарда. Да и имя автора ласкало слух своей необычностью  Роджер Желязны. Веяло чем-то родным, славянским…

Американцы — нация иммигрантов из самых различных уголков нашей планеты. Причем люди, приехавшие в Штаты, в большинстве своем быстро смешиваются с представителями других народов. И когда поляк Юзеф Франк Желязны познакомился в Чикаго с симпатичной американо-ирландкой Джозефиной Флорой Суит, он не слишком долго тянул с обзаведением семьей. Плодом польско-ирландского союза стал стопроцентный американец Роджер Джозеф Кристофер Желязны, который родился 13 мая 1937 года в маленьком городке Эвклид, расположенном неподалеку от Кливленда — промышленного центра штата Огайо.

Мать Роджера как истая ирландка обожала мифологию и с раннего детства буквально закармливала своего единственного отпрыска разнообразными сказками и легендами. Роджер очень рано научился читать, и, будучи еще совсем пацаненком, предавался буйным фантазиям на тему прочитанных книг и их героев.

«Мне было лет шесть. Читая рассказы, я думал, что поступил бы с героями по-другому. Однажды меня осенило: «О, я же могу это сделать«.
Роджер Желязны

Сначала юное дарование строчило свои сказочные истории на всем, что попадало под руку, пока отец на одиннадцатый день рождения не подарил чаду пишущую машинку. Роджер переключился на НФ-рассказы, ибо примерно в это же время увлекся фантастикой. Причем мальчик оказался удивительно осмотрителен и дотошен для своих лет. Решив, что не обладает достаточным багажом знаний для профессионального занятия творчеством, Роджер основательно засел за теорию, изучая литературные приемы. Такой подход принес свои плоды — уже во время учебы мальчик стал редактором школьной газеты и членом местного писательского клуба. Однако честолюбивому тинэйджеру вовсе не хотелось быть одним из многих литературных ремесленников — он грезил о славе и деньгах. Поэтому, после первой неудачи (Роджер отослал рассказ, написанный в подражание «Марсианским хроникам» Брэдбери, самому Джону Кэмпбеллу, но ответа не последовало), подросток решил несколько лет подождать. Так сказать, поднабраться жизненного опыта и знаний, а уж потом штурмовать литературные вершины.

Пару раз Роджеру удалось продать свои рассказы в разные фантастические журналы — впервые в Amazing Stories в 1962 году («Игра страстей», гонорар — 20 долларов). Но творчество не могло его прокормить, поэтому Желязны начал работать в федеральном управлении социального обеспечения — сначала Кливленда, затем Балтимора, одновременно занимаясь сочинением фантастики.

«Я пообещал себе, что поначалу не буду замахиваться на что-то грандиозное. Мне слишком многому нужно было научиться. Первые несколько лет я собирался посвятить созданию небольших произведений. Во-первых, их легче писать, а во-вторых, на них можно поучиться многим литературным штучкам».
Роджер Желязны

Его первый роман был опубликован в 1966 г., и с тех пор все его книги неизменно становились бестселлерами. Всего Желязны написал 150 рассказов и 59 романов, в том числе несколько — в соавторстве с другими мастерами жанра. Желязны был лидером движения «новой волны» в научной фантастике. «Новая волна» предполагает перенос внимания с роботов и космических кораблей на человека и его внутренний мир.

За свои книги писатель получил 6 премий «Хьюго», 3 премии «Небьюла» и несколько других наград.
И все же основным его произведением считается именно цикл книг про Амбер. Именно этот цикл писатель создавал на протяжении всей своей жизни, именно в нем он воплотил все свои задумки по созданию фантастической вселенной. Именно мир Амбера является наиболее продуманным и прописанным из всех вселенных Роджера Желязны.

Неудивительно, что цикл имеет столько поклонников по всему миру, а сам Амбер давно уже перестал быть только книгой — существуют и компьютерные игры, посвященные этой теме, и серия комиксов, и ролевая система.

Видеоролик: «Почему стоит почитать цикл «Хроники Амбера» Роджера Желязны»

ЦИКЛЫ РОДЖЕРА ЖЕЛЯЗНЫ (АМБЕР И ДРУГИЕ КНИГИ)

Хроники Амбера:

  • «Девять принцев Амбера» (Nine Princes in Amber, 1970)
  • «Ружья Авалона» (The Guns of Avalon, 1972)
  • «Знак Единорога» (Sign of the Unicorn, 1975)
  • «Рука Оберона» (The Hand of Oberon, 1976)
  • «Владения Хаоса» (The Courts of Chaos, 1978)
  • «Карты судьбы» (Trumps of Doom, 1985)
  • «Кровь Амбера» (Blood of Amber, 1986)
  • «Знак Хаоса» (Sign of Chaos, 1987)
  • «Рыцарь Теней» (Knight of Shadows, 1989)
  • «Принц Хаоса» (Prince of Chaos, 1991)
  • А также 5 рассказов и путеводитель по миру.

Хроники Дилвиша:

  • «Дилвиш Проклятый» (Dilvish, the Damned, 1982)
  • «Очарованная земля» (The Changing land, 1981)

Фрэнк Сандау:

  • «Остров мёртвых» (Isle of the Death, 1969)
  • «Умереть в Италбаре» (To Die in Italbar, 1973)

Мир волшебства:

  • «Подменённый» (Changeling, 1980)
  • «Одержимый магией» (MadWand, 1981)

Рыжий демон (совместно с Робертом Шекли):

  • «Принесите мне голову прекрасного принца» (Bring Me the Head of Prince Charming, 1991)
  • «Коль в роли Фауста тебе не преуспеть» (If at Faust You don’t Successed, 1993)
  • «Театр одного демона» (A Farce to Be Reckoned With, 1995)

Награды и премии:


лауреат
Премия «Италия» / Premio Italia, 2021 // Зарубежный роман (США)
→ Ночь в одиноком октябре / A Night in the Lonesome October (1993)

лауреат
Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 2010 // Литература (посмертно)

лауреат
Премия Геффена / Geffen Award, 2009 // Переводная книга НФ (США)
→ Этот бессмертный / This Immortal (1965)

лауреат
«Сталкер» / Stalker, 2002 // Переводной роман (США, 1993)
→ Ночь в одиноком октябре / A Night in the Lonesome October (1993)

лауреат
«Сталкер» / Stalker, 2000 // Переводной роман (США, 1970)
→ Девять принцев Амбера / Nine Princes in Amber (1970)

лауреат
Форри / Forry Award, 1993

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1987 // Короткая повесть
→ Вечная мерзлота / Permafrost (1986)

лауреат
Локус / Locus Award, 1986 // Роман фэнтези
→ Карты судьбы / Trumps of Doom (1985)

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1986 // Повесть
→ 24 вида горы Фудзи кисти Хокусая / 24 Views of Mt. Fuji, by Hokusai (1985)

лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1985 // Зарубежный роман
→ Князь Света / Lord of Light (1967)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第15回 (1984) // Переводной рассказ
→ Вариант Единорога / Unicorn Variation (1981)

лауреат
Локус / Locus Award, 1984 // Авторский сборник
→ Вариант Единорога / Unicorn Variations (1983)

лауреат
Балрог / Balrog Awards, 1984 // Сборник/Антология
→ Вариант Единорога / Unicorn Variations (1983)

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1982 // Короткая повесть
→ Вариант Единорога / Unicorn Variation (1981)

лауреат
Балрог / Balrog Awards, 1980 // Малая форма
→ Последний защитник Камелота / The Last Defender of Camelot (1979)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第7回 (1976) // Переводной роман
→ Этот бессмертный / This Immortal (1965)

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1975 // Повесть
→ Возвращение палача / Home is the Hangman (1975)

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1976 // Повесть
→ Возвращение палача / Home is the Hangman (1975)

лауреат
Премия «Аполло» / Prix Tour-Apollo, 1972 // Лучший фантастический роман на французском языке
→ Остров мёртвых / Isle of the Dead (1969)

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Роман
→ Князь Света / Lord of Light (1967)

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1965 // Повесть
→ He Who Shapes (1965)

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1965 // Короткая повесть
→ Двери лица его, пламенники пасти его / The Doors of His Face, the Lamps of His Mouth (1965)

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1966 // Роман
→ Этот бессмертный / This Immortal (1965)

Выставка-обзор: Магия слова Роджера Желязны

Бетанкур, Дж. Г. Заря Амбера / Джон Грегори Бетанкур: пер. с англ. О. Степашкиной. – Москва: Эксмо, 2007. – 1280 с. – (Амбер. Хроники Янтарного королевства). –Текст (визуальный): непосредственный.

Поклонники Роджера Желязны знают, насколько тщательно и кропотливо он строил свои миры, подчиняя развитие сюжета и взаимоотношения героев одному ему ведомой, но железной логике. И тем не менее в знаменитых «Хрониках Амбера» остались белые пятна, которые Великий Роджер явно собирался закрасить, если бы ему не помешала ранняя смерть. Дж. Г. Бетанкур с помощью супруги Желязны Джейн Линдсколд разобрал черновики задуманных книг об Амбере и на их основе написал «Зарю Амбера». Так кто же создал Амбер и сотворил Логрус? Почему хозяева Амбера находятся в состоянии постоянной войны с Владениями Хаоса? Новая книга — истинный подарок для тех, кто мечтал разгадать эти и многие другие загадки. Она дарит читателю долгожданную возможность вновь посетить знаменитый Янтарный Замок и встретиться с героями «Хроник Амбера»!

Желязны, Р. Хроники Амбера / Роджер Желязны. – Москва: Эксмо, 2013. – 1280 с. – Текст (визуальный): непосредственный.

Вечное противостояние Порядка и Хаоса, каждый из которых порождает миллионы отражений, миллионы Теней, населенных бесчисленными существами… Словами самого Р. Желязны: «Амберский цикл — своего рода комментарий к моим размышлениям о природе реальности и к восприятию этой реальности людьми». В известной мере Амберский цикл предвосхитил идею, которая обрела статус культовой с выходом фильма «Матрица» братьев Вачовски: Земля — не более чем иллюзия (Тень) некоей высшей, истинной реальности.

В издании, которое вы, уважаемый читатель, держите в руках, впервые все десять романов Амберского цикла собраны под одной обложкой.

Спасибо за внимание!

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Мероприятие подготовила: Д. В. Широкая.