Краеведческая панорама «Ростов и Нахичевань: два города, одна судьба»

День народного единства

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости нашего блога! Сегодня, 4 ноября, в России отмечают День народного единства. В честь этого праздника библиотека имени А. С. Пушкина подготовила виртуальное путешествие в историю одного из самых многонациональных городов юга России .

Ростов – многонациональный город, объединяющий самые разные культуры. Мы привыкли к этому, но чем больше он развивается, тем меньше различий между районами, составляющими единое целое. Впрочем, так было не всегда, и долгое время каждый район Ростова развивались самостоятельно, обособленно.

Ростов и Нахичевань: два города - одна история


Наиболее характерный пример исторического слияния произошел в 1928 году, когда Ростов официально объединился с армянским городом Нахичевань. Первые армянские поселенцы из Крыма приехали на Дон в 1779 году. По указу Екатерины II им были отведены 12 000 десятин земли и даровано самоуправление. По одной из версий, название городу было дано в честь старинного армянского города Нахичеван на реке Аракс. По другой, свой город армяне назвали Нахичеванью по аналогии с местом, где Ной впервые высадился из Ковчега. «Нах» – первый, «иджеван» – пристанище. Получается: первое пристанище армян в России.

нахич.jpg

Центром Нахичевани было место, где сейчас расположен памятник Карлу Марксу. Но этот памятник появился только при советской власти – а раньше там красовался монумент Екатерине II, установленный в 1894 году армянским населением совместно с казачеством – символ единения народов донского края.

Catherine II of Russia monument. Nakhichevan-on-Don 1.jpeg

Условной границей двух городов была Ростово-Нахичеванская межа – мост через балку, на которой ныне расположен парк имени Вити Черевичкина. Перед мостом стояли два капитальных межевых столба с золочеными надписями и гербами.

В середине 19 века Нахичевань и Ростов были сопоставимыми по размеру городами: в Нахичевани проживало 15 тысяч человек, в Ростове — 11 тысяч. Вместе с ростом города размывалось моноэтническое население: в Нахичевани уже жили не только армяне, но и русские, евреи, греки. Оба населённых пункта могли стать южным центром России, но во второй половине 19 века в Ростове-на-Дону построили железнодорожный вокзал, и город стал развиваться с большим отрывом. В Нахичевани от вокзала отказались: армяне боялись потерять и без того тающее этническое большинство, считая, что вокзал убьет армянский город. В это же время Нахичевань потеряла часть привилегий, дарованных Екатериной, и уже не претендовала на роль центра региона. Она стала сначала пригородом, а затем и просто районом Ростова, к которому её и присоединили.

В декабре 1928 года Постановлением комиссии ВЦИК СССР «Об объединении городов Ростова и Нахичевани-на-Дону в один город Ростов-на-Дону» Нахичевань превратилась в Пролетарский район Ростова-на-Дону. Несмотря на это, до 50-х годов между Нахичеванью и центром Ростова не было транспортного сообщения.

Карта Пролетарского района Ростова-на-Дону

Необычными для горожан и туристов кажутся наименования улиц в Нахичевани – все спускающиеся к Дону улицы были названы «линиями» с различными номерами. Начинается отсчет с Нольной (которая позже разделилась на Нижненольную и Верхненольную), и далее – до 49-й линии.

Через сто лет после поселения армян на Дону посёлок, почти полностью неграмотный, стал одним из культурных городов Европы. Молодёжь ехала учиться в столицы и возвращалась с багажом знаний и профессиональных навыков. Однако, после 60-х годов девятнадцатого века молодой сосед Нахичевани – Ростов-на-Дону — стал опережать её в развитии и росте.

Граница между двумя городами становилась всё более призрачной. На знаменитом нахичеванском рынке появлялись ростовские торговцы, а некогда разделявший города пустырь уменьшался с каждым годом.


С годами менялся внешний облик города. Во второй половине 19 века главные городские улицы начали застраивать доходными домами, подражая архитектуре Санкт-Петербурга, как и многие провинциальные города.

Главная достопримечательность Нахичевани – расположенный на площади Свободы Ростовский академический молодежный театр, который был построен в 1899 году по проекту местного архитектора Николая Никитича Дурбаха.

Ростовский академический молодежный театр

Из армянских храмов Нахичевани до наших дней дошел лишь один — Сурб Карапет (церковь во имя святого Карапета), на территории старинного армянского кладбища.

Церковь Святого Карапета

Остальные были построены заново. Например, Сурб Арутюн (Святого Воскресения) на площади Толстого был возведен на том месте, где раньше располагался храм Григория Просветителя. Он просуществовал с 1807 года по 60-е годы прошлого века и, к сожалению, был разрушен.

Церковь Сурб Арутюн
Собор Григория Просветителя. Нахичевань-на-Дону. 1920.jpg
Собор Григория Просветителя в Нахичевани-на-Дону

Армянские церкви в любой стране мира ни с чем не перепутаешь. Строгая архитектура, минимум деталей и золота, конусообразный купол, кладка из розового туфа, который для храма Святого Воскресения был специально привезен из Армении.

Сегодня в Нахичевани, как и много лет назад, есть свой, присущий только ей, русско-армянский колорит, основанный на смешении двух культур.

В заключение исторической экскурсии представляем вашему вниманию виртуальную книжную выставку «Народы Дона».

Над мероприятием работали:
– С. Л. Махаева: текст, книжная выставка «Народы Дона»;
– В. Ю. Хавранюк: видеопрезентация «Ростов многонациональный»;
– Д. В. Широкая: видеопрезентация «Нахичевань на Дону вчера и сегодня», редактирование, подбор иллюстраций, выкладка в блог
.

Использованы материалы из статьи: «Ростов и Нахичевань: два города — одна судьба».