Литературное рандеву
Здравствуй, дорогой читатель. Сегодня, 26 июля, мы отмечаем важную дату: исполнилось целых сто двадцать пять лет со дня рождения выдающегося английского писателя, новеллиста и философа — Олдоса Леонарда Хаксли.
Конечно же, ты читал « О дивный новый мир» , знаменитый роман-антиутопию, тот самый, что принёс ему мировую славу (ну, если не читал, то срочно кликай по ссылке и приобщайся к мировой культуре! Потом расскажешь нам в комментариях о своих впечатлениях).
Давай же мы теперь немного поведаем тебе о жизни и творчестве британского писателя (очень постараемся обойтись без спойлеров, но это не точно).
Корни и ветви семейного древа Хаксли
Олдос Хаксли родился 26 июля 1894 года в Великобритании. А точнее — в городе Годалминг. Род Хаксли (по обеим линиям) был не простой, а принадлежащий к элитной британской культуре.
Смотри сам: его прадед по материнской линии, Томас Арнольд — английский педагог и специалист по античности и реформатор образовательной системы, автор несколько томов проповедей и «Истории Рима» (1838—1843). Между прочим, считается «отцом» слова спорт в его современном значении. Кроме того, он ещё и отец Мэтью Арнолда (английский поэт и культуролог, один из наиболее авторитетных литературоведов и эссеистов викторианского периода), которому Олдос Хаксли приходится внучатым племянником.
Идём дальше. Дед по отцовской линии, патриарх семьи — Томас Генри Хаксли — английский зоолог, популяризатор науки и защитник эволюционной теории Чарлза Дарвина (за свои яркие полемические выступления он получил прозвище «Бульдог Дарвина»). Томас Гексли отстаивал независимость профессиональной науки, построенной на принципах материализма. Для описания своего отношения к господствовавшим в его время религиозным верованиям, он ввёл термин агностицизм — так-то.
Отец Олдоса, Леонард Хаксли, работал школьным учителем, писал биографии и стихи, занимался редакторской деятельностью. Если очень интересно и ты владеешь английским языком, то работы Леонарда Хаксли можно прочесть в Project Gutenberg.
Семья Хаксли подарила миру множество талантливых и трудолюбивых людей, к сожалению, формат данной статьи не позволяет рассказать о каждом подробно, но вы можете почитать о них, например, здесь. А мы вернёмся к нашему юбиляру.
Детство и юность
С 1908 по 1913 Олдос обучался в колледже Итон, в графстве Беркшир. Его мать, Джулия Арнольд умерла от рака в 1908 году, когда Олдосу было всего четырнадцать лет. А в шестнадцать он перенес воспаление роговицы глаза, из-за которого у него существенно снизилось зрение, и больше года Олдос был почти слепым. В ту пору как раз шла Первая мировая война, и Хаксли освободили от военной службы по состоянию здоровья. Благодаря тому, что он пользовался специальными очками и один его глаз стал видеть, Олдос мог читать, он также освоил шрифт Брайля. Значительно позже, в 1943 году, писатель выпустил брошюру «Как исправить зрение», где делился собственным опытом коррекции зрения. Несмотря на проблемы со здоровьем, Хаксли продолжал занятия в Оксфорде, в колледже Балиол (1913-1915), и получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1916 году.
В связи с тем, что далее он не мог заниматься наукой или пойти на фронт — а в то время шла мировая война — Хаксли обратился к литературе. Он работал в военном министерстве в Лондоне в 1917 году, и какое-то время преподавал в Итон и Рептон колледжах.
Первый сборник стихов появился в 1916 году, за ним последовало еще два издания в 1920 году. В 1919-1920 годах Хаксли состоит в редакции «Атенея» под началом Мидлтон Муррея, мужа Кэтрин Мэнсфилд. Он пишет биографические статьи, статьи об архитектуре и живописи, театральные, музыкальные обзоры и рецензии на художественные книги.
В 1920-21 Хаксли работает театральным критиком для «Вестминстер Газет» и библиотекарем в книжном клубе Челси. Его первый роман «Желтый Кром» — остроумная критика общества — появился в 1921 году. Стиль Хаксли, сочетающий блестящие диалоги, социальную критику и цинизм, создал ему репутацию одного из самых модных литературных деятелей десятилетия. Он был другом леди Оттолин Моррел, входил в Блумсберийский кружок, который включал таких писателей, как Вирджиния Вулф, Клив Белл, Литтон Стрэчи и Э.М. Форстер. За восемь лет он опубликовал дюжину книг, включая «Контрапункт» (1928), роман, в котором персонажи, списанные с Д. Лоренса, Муррея, Мэнсфилд и самого автора, сравниваются с инструментами оркестра, и каждый играет свою особую роль в жизни, как ее видит Хаксли.
Позже эти ранние произведения Хаксли, в основном его комментарии к событиям, которым он стал свидетелем, подверглись критике, так как герои его показаны однобоко, и, как сам Хаксли определял природу своего эссеистического таланта, он пытался сказать «почти всё почти обо всём». В книге «Делай что хочешь» (1929) он предсказывает, что пролетариат Карла Маркса станет «буржуазией с масляными, а не чернильными пальцами», говорит о том, что «в наше время монотеизм потерял ценность, которую некогда завоевали ему обстоятельства. Ему не хватает установки на политику, он вреден для человека». В эссе «Мода на любовь» он защищает доктрину Лоренса о «естественной любви», но отвергает «сексуальный импульс, который тратит себя бесцельно»
В 20-е годы Хаксли сдружился с Д.Г. Лоренсом, вместе они совершают путешествие по Италии и Франции. Большую часть 20-х годов Хаксли провел в Италии. В 30-е годы он переезжает в Санэри, что возле Тулона, и там пишет «О дивный новый мир» — мрачную картину высокотехнологичного общества будущего. В этой книге он переворачивает с ног на голову теорию научного оптимизма Герберта Уэллса. Развитие науки и культурные изменения — массовое производство, которое произвело революцию в промышленности, путешествия на самолетах, романтизированные Чарлзом Линдбергом и Амелией Эрхарт, бихевиористская психология и опыты в генетике — в то время занимали умы людей и воодушевляли. Работая над романом, Хаксли читал, в том числе и книгу этнографа Маргарет Мид «Время в Самоа» (1928). Роман был своеобразным ответом широкому кругу читателей, в первый же год В Англии и США разошлось более 28 тысяч копий, и на протяжении всего 20 века книга оставалась в лидерах по продажам.
В 30-е года Хаксли принимал активное участие в деятельности «Союза обета мира». В 1937 году, вместе с гуру Джералдом Гердом, он переезжает в США, надеясь, что климат Калифорнии улучшит его ухудшающееся зрение. С этого момента Хаксли перестает писать художественную прозу и сосредотачивается на написании эссе, которые, как ему кажется, лучше всего могут выразить его идеи. Он пишет также сценарии для фильмов в соавторстве с Кристофером Ишервудом. Некоторые из его сценариев так никогда и не были сняты. Лучшим считается сценарий для голливудского фильма «Гордость и предубеждение» (1940). Он берется написать такие сценарии как «Сага о Форсайтах», «Мадам Кюри». Вместе с Джоном Хаусманом и Робертом Стивенсоном он работает над фильмом «Джейн Эйр», главные роли в котором исполнили Орсон Уэллс и Джоан Фонтана.