К Международному дню студентов
Добрый день, уважаемые гости библиотеки имени А. С. Пушкина, а также читатели блога! Сегодня, мы собрались здесь, чтобы отметить Международный день студентов (International Students’ Day).
Международный день студента празднуется ежегодно 17 ноября, начиная с 1946 года. Студенты – находчивый, веселый и шумный народ. Еще не забыв беззаботности детства, они стараются вести себя по-взрослому из-за чего часто попадают в разные истории. Со студенчества часто и начинается взрослая, отдельная от родителей жизнь. Молодые ребята наполнены энергией и готовы поддержать интересные и важные инициативы в своем окружении.
Международный день студента является завершающим днем Международной студенческой недели борьбы за мир и дружбу, и учрежден в память о чешских студентах-патриотах, погибших от рук немецких оккупантов в 1939 году. В этот праздник многие высшие учебные заведения напоминают своим учащимся о важности поддержания мира и дружбы между разными странами.
Он был учрежден в 1941 году на международной встрече студентов стран, боровшихся против фашизма, которая проходила в Лондоне (Великобритания), но отмечаться начал с 1946 года. Дата установлена в память о чешских студентах-патриотах.
Конечно, этот праздник ассоциируется с молодостью, романтикой и весельем, а вот история его, начавшаяся в Чехословакии во время Второй мировой войны, связана с трагическими событиями.
28 октября 1939 года в оккупированной фашистами Чехословакии, пражские студенты и их преподаватели вышли на демонстрацию, чтобы отметить годовщину образования Чехословацкого государства (28 октября 1918 года). Подразделения оккупантов разогнали демонстрацию, при этом был застрелен студент медицинского факультета Ян Оплетал (Jan Opletal).
Похороны Яна Оплетала 15 ноября 1939 года снова переросли в акцию протеста. Десятки демонстрантов были арестованы. 17 ноября гестаповцы и эсэсовцы рано утром окружили студенческие общежития. Более 1200 студентов были арестованы и заключены в концлагерь в Заксенхаузен. Девятерых студентов и активистов студенческого движения казнили без суда в застенках тюрьмы в пражском районе Рузине. По приказу Гитлера все чешские высшие учебные заведения были закрыты до конца войны.
В честь этих событий и был установлен Международный день студентов, а в послевоенные годы его празднование подтверждено на Всемирном конгрессе студентов, состоявшемся в Праге в 1946 году, и с этого времени он отмечается ежегодно.
Истории об истории: Международный день студента
Важно! В настоящее время в Чехии 17 ноября считается днём памяти и скорби о погибших и пострадавших предшественниках, которые под угрозой смерти вышли на улицы с единственной целью – подтвердить на деле свой патриотизм и любовь к родине.
В России Международный день студента известен не так широко, массовые мероприятия проходят 25 января в День студента. Однако, количество тех, кто знаком с этой датой растёт с каждым годом, что становится причиной дополнительных торжеств.
Зарождение высшего образования в нашей стране восходит к эпохе Петра I. Первый в Российской империи научно-учебный центр, по его замыслу должен был включать Университет и Академию. В указе императора от 28 января 1724 года сказано: «требуются гродные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторое малое искусство философии и математики имеют».
В XVIII веке в Петербурге были созданы Академический университет, Горное училище и Медико-хирургическая академия, а в Москве «первый классический университет и Славяно-греко-латинская академия».
Учеба и повседневная жизнь студента регламентировались уставом, а допустившие нарушение правил наказывались денежными штрафами, переодеванием в крестьянскую одежду или лишались права носить шпагу. За особые заслуги лучшие студенты досрочно получали воинские звания.
В то же время появились первые стипендиаты. В архивах сохранились их фамилии: в Академическом университете в списке значились только 23 человека, а в МГУ – 30. Стипендии хватало на питание, покупку одежды и книг, а также найма частного жилья. Но даже в те времена студенты искали дополнительные источники средств. Наибольшие доходы давали переводы иностранных книг на русский язык.
Срок обучения составлял тогда 3-4 года. Популярностью пользовались практически все учебные заведения. Уже к концу XVIII века в Российской империи функционировало 12 вузов: в Санкт-Петербурге – 7, в Москве – 3, в Казани и Киеве – по одному.
Резкое увеличение численности студентов и повышение престижа образования пришлось на период с 1897 по 1908 годы. А, начиная с 1914 года, возросло число студентов технических учебных заведений.
Кто в основном являлся учащимися Академий, Университетов и техникумов? В том же 1914 году абсолютное большинство студентов – выходцы из мещан (35,2%), из крестьян (22%) и дворян (9,8%). Немаловажен и тот факт, что для девушек из любых семей путь в университет был закрыт.
В настоящее время День студента является символическим объединением студентов всех факультетов и всех учебных заведений! Студенты в этот День традиционно веселятся на полную катушку, забыв о предстоящей сессии, зачетах и «хвостах». А в учебных заведениях в честь этой даты проводятся игры КВН, концерты и другие праздничные мероприятия.
Сегодня День студентов празднуется во многих странах мира, и хотя программы празднования этого дня различаются, но он весьма популярен у студенческой молодежи. И практически ни один ВУЗ не остается в стороне от шумного и долгожданного праздника. А проведению Дня предшествует Международная студенческая неделя борьбы за мир и дружбу (10-17 ноября).
Напомним, что российские студенты отмечают национальный студенческий день 25 января.
«Для веселья нам даны молодые годы…» (выставка-обзор)
Дорогие читатели! Мы с радостью представляем вам книжный обзор к выставке, созданной специально для студентов, абитуриентов и преподавателей. В этой небольшой коллекции мы собрали для вас самые полезные и вдохновляющие книги, которые помогут вам успешно преодолеть все вызовы, связанные с образованием.
Книги – это не только источник знаний, но и верный спутник в нашем постоянном стремлении к самосовершенствованию. Они открывают перед нами новые горизонты, расширяют наши мысли и помогают развивать критическое мышление. На выставке вы найдете разнообразную литературу, которая позволит вам глубже погрузиться в свою область изучения, найти вдохновение и найти ответы на интересующие вас вопросы.
Для студентов и абитуриентов в этом обзоре мы подобрали книги, которые помогут вам успешно справиться с учебной нагрузкой, развить навыки самообучения и эффективного планирования времени. Вы узнаете о стратегиях и методах обучения, которые помогут вам запомнить больше информации и лучше усваивать учебный материал. Кроме того, в книгах этого обзора вы найдете истории успеха, которые вдохновят вас и покажут, что все мечты осуществимы при наличии настойчивости и упорства.
Преподаватели также найдут для себя полезные книги в этом сборнике. Здесь вы найдете методики преподавания, которые помогут вам создавать эффективные учебные программы и улучшать взаимодействие с вашими студентами. Книги по педагогике и психологии обучения позволят вам лучше понять особенности развития студентов и научат вас эффективно адаптировать свой подход к обучению.
«Gaudeamus igitur» – это коллекция книг, которую мы составили, чтобы помочь вам достичь успеха в вашем образовательном путешествии. Мы надеемся, что эти книги станут вашими верными спутниками, вдохновят вас и помогут вам стать лучше в том, чем вы занимаетесь.
Безрукова В. С. Как написать реферат, курсовую, диплом / Валентина Сергеевна Безрукова. Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 176 с.: ил. – ISBN 5-469-00031-1. – Текст : непосредственный.
12+
Методическое пособие «Как написать реферат, курсовую, диплом» построено таким образом, что любой обучающийся может использовать его как инструкцию, добиваясь при этом высокого результата своей работы с помощью постоянного самоконтроля и самооценки. Оно соответствует логике проводимой исследовательской деятельности и правилам оформление реферата, курсовой иди дипломной работы. Предназначено студентам вузов и колледжей, получающим педагогические специальности и выполняющим данные работы в течение всех лет обучения, а также педагогам, проходящим переподготовку или обучающимся на курсах повышения квалификации.
Белик Э. В. 1000 новых современных рефератов / сост. Э. В. Белик и др. – Москва: ЗАО «БАО-Пресс», 2004. – 896 с. – ISBN 5-89886-097-5. – Текст : непосредственный.
16+
Сборник включает рефераты и сообщения по основным учебным дисциплинам, подобранные в соответствии со школьной программой.
Эти работы дадут учащимся богатый дополнительный материал для текущих занятий, тестовых проверок знаний, контрольных работ и др. Предлагаемые рефераты и сообщения отличаются глубиной разработки тем, четкостью структуры, полнотой информации.
В книгу вошли следующие разделы: «Химия», «Русская и мировая литература», «Физика», «Всемирная география», «Астрономия», «Информатика», «Биология», «Экология», «Биоэтика», «Валеология», «Художественная культура мира», «Всемирная история».
Издание рекомендовано ученикам, студентам, учителям, родителям.
Воронова Е. А. Сценарии праздников, КВНов, викторин / Е. А. Воронова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 224 с.: ил – ISBN 5-222-04799-7.– Текст : непосредственный.
0+
В сборнике представлены авторские сценарии школьных праздников, разработки конкурсных заданий КВН, справочный материал для подготовки развивающих интеллектуальных игр, а также рекомендации по их организации и проведению.
Оригинальное современное содержание с элементами школьного фольклора, легкость восприятия текстов, описание музыкального и художественного оформления, простые советы и рекомендации помогут проводить традиционные школьные мероприятия интересно и качественно.
Издание предназначено для организаторов внеклассной работы, руководителей школьных театральных студий, детских команд КВН, классных руководителей и учащихся.
Все предложенные сценарии успешно опробованы в условиях школы.
Елисеев Б. П. Что надо знать при поступлении в вуз. Инновационные подходы / под ред. Б. П. Елисеева. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº, 2014. – 464 с. – ISBN 978-5-394-01300-3. – Текст : непосредственный.
16+
Разрыв между средним уровнем абитуриентов вузов – выпускников общеобразовательных школ и требуемым входным уровнем знаний студентов-первокурсников становится угрожающе большим. Значительная часть поступивших объективно не в силах одолеть программы естественно-научных дисциплин. Единственно возможным путем минимизации указанного разрыва уровней знаний является повышение уровня знаний выпускников средней школы.
В книге предлагаются некоторые пути преодоления разрыва школьной подготовки и вузовских требований, в том числе внедрение новых информационных технологий в обучение школьников (и студентов младших курсов). Общие концепции разбираются на основе содержания трех основных областей знания будущего инженера: математики, физики и комплекса социальных наук.
Круглов В. И. Права студента / В. И. Круглов. – Ростов-на-Дону: Феникс, Санкт-Петербург: Издательство «Северо-Запад», 2007. – 192 с. – ISBN 978-5-222-11097-3 (Издательство «Феникс»); 978-5-938-35217-9 (ООО Издательство «Северо-Запад»). – Текст : непосредственный.
16+
Как выяснить, имеет ли выбранный Вами вуз все необходимые документы и лицензии? Как избежать «подводных камней» при заключении с вузом договора на обучение? Как правильно оформить академический отпуск? Как прописаться в общежитие? Какие существуют возможности пересдачи экзаменов и зачетов? Как правильно оформить жалобу в деканат и выше? На эти и многие другие вопросы призвана ответить эта книга.
Для студентов, учащихся и их родителей.
Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. Учебно-методическое пособие. / И. Н. Кузнецов. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº, 2016. – 340 с. – ISBN 978-5-394-01694-3. – Текст : непосредственный.
0+
В пособии представлена информация, необходимая студенту для выполнения рефератов, курсовых и дипломных работ. Рассмотрен весь процесс подготовки учебных научных работ – от выбора темы до ее защиты.
Также в пособии содержатся рекомендации по оформлению всех видов работ в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта. Изложены проблемы, возникающие при написании работы, приведены полезные советы по выбору темы, сбору, анализу и обработке информации.
В книге освещаются вопросы технического оформления студенческих работ, приводятся правила и требования к оформлению структурных частей работ и составных элементов текстовой части.
Для студентов колледжей, техникумов, вузов, руководителей студенческих работ, а также тех, кто сталкивается с оформлением текстовой документации и хочет повысить культуру научной работы.
Левшенко Ф. В. Как поехать учиться в Европу. Руководство для студентов и выпускников / Ф. Ф. Левшенко. – Москва: Омега-Л, 2017. – 156 с. – ISBN 978-5-370-04013-9. – Текст : непосредственный.
16+
Руководство для студентов и выпускников. Данное пособие поможет читателю проникнуть в мир университетов Европы. Автор детально описывает методы поступления и критерии отбора студентов. На страницах приведено множество примеров, разобраны распространенные ошибки и даны подсказки к различным хитростям и уловкам – что, несомненно, облегчит подачу заявки и увеличит шансы быть избранным для обучения.
В книге вы найдете информацию о бытовых вопросах и особенностях учебы в международном сообществе. Познакомитесь с понятием «культурный шок» и получите рекомендации, как сделать минимальной тоску по дому. В завершение кратко озвучены перспективы и горизонты, которые открываются после получения «заветной корочки».
Новиков Ю. Н. Подготовка и защита магистерских диссертаций и бакалаврских работ: Учебное пособие / Ю, Н. Новиков. Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2014. – 32 с. – ISBN 978-5-8114-1449-9. – Текст : непосредственный.
16+
Пособие адресовано студентам, приступающим к итоговой фазе учебного процесса, и преподавателям, участвующим в процедуре итоговой государственной аттестации (в том числе, научным руководителям, рецензентам, ответственным по кафедрам и факультетам за подготовку выпускных квалификационных работ, членам ГАК). Представлена процедура итоговой государственной аттестации в части подготовки, оформления и защиты выпускных квалификационных работ на разных уровнях системы высшего профессионального образования. Описаны виды выпускных квалификационных работ бакалавров, специалистов, магистров. Содержит методические рекомендации, которые помогут студентам выбрать тему выпускной квалификационной работы, должным образом подготовить, оформить и успешно ее защитить. Представлены образцы форм и примеры документов, относящихся к итоговой аттестации.
В пособии аккумулирован опыт подготовки и защиты выпускных работ в системе университетского образования.
Уваров А. А. Практические советы по подготовке и защите дипломных и курсовых работ по экономическим специальностям / А. А. Уваров. – Москва: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 107 с. – ISBN 5-282-02407-1. – Текст : непосредственный.
16+
Книга предназначена студентам-экономистам, которые ставят перед собой задачу повысить уровень знаний по выбранному направлению при минимальных трудозатратах на научный поиск. Изучение материала поможет правильно выбрать тему предстоящей работы, подобрать и изучить литературу, написать, оформить, а также успешно защитить свою работу. Материал также адресован молодым преподавателям для организации целенаправленного научного руководства работой студентов.
Книга содержит примеры наиболее часто допускаемых ошибок при написании и защите дипломных и курсовых работ. Советы автора помогут избежать этих ошибок.
Материал изложен таким образом, что для разрешения возникших вопросов не возникает надобности изучать книгу полностью, достаточно ознакомиться только с соответствующим разделом.
Нормативный материал приведен в редакции, действующей по состоянию на 01 июля 2004 г.
Шоган В. В. и др. Педагогическая практика в профессиональной подготовке студентов Института истории и международных отношений / В. В. Шоган, Н. М. Мкртчян,Е. В. Сторожакова. – Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2016. – 162 с. – ISBN 978-5-85-778-184-5. – Текст : непосредственный.
16+
Пережить свое учительское призвание, это великолепный результат завершившейся педагогической практики. В этом смысле в книге представлен опыт проведения педагогической практики на историческом факультете, требования к современному уроку истории и основные направления его анализа, а также примеры уроков опытных учителей, аспирантов, студентов, оригинальные занятия факультативов и нетрадиционные формы внеклассной работы.