120 лет со дня рождения Дж. Оруэлла
Добрый день, дорогие друзья!
25 июня 2023 года исполняется 120 лет со дня рождения британского прозаика и публициста Эрика Блэйра, более известного читателям под псевдонимом Джордж Оруэлл. Он первым описал политическую систему, держащуюся на глобальной всепроникающей лжи, лицемерии и планомерном «промывании мозгов».
Немногие антиутопии минувшего столетия можно поставить рядом с его романом «1984» по силе воздействия на читателя и на европейское общество в целом. В нашем путешествии сегодня мы вспомним два произведения, которые можно смело поставить на одну полку с книгами Оруэлла.
- Евгений Замятин и его роман «Мы»
Никто из писателей, работавших в жанре антиутопии, не выступал против тотального обезличивания и уравнивания людей так жестко и бескомпромиссно, как Евгений Замятин в единственном своем романе «Мы».
Герои этой книги лишены всех индивидуальных черт, включая имена, замененные буквами и номерами, они — идеальные детали государственного механизма, а личной свободы имеют не более, чем отдельная шестерёнка в часах.
Евгений Замятин даёт читателю осознать, что происходит с государством, в котором все сферы жизни подчинены общей и главной идее. Такое государственное устройство не только утилитарно-бесчеловечно, но и чрезвычайно уязвимо: достаточно одного отклонения от генерального курса, чтобы насильственно привитые идеалы начали обесцениваться.
2. Олдос Хаксли и его роман «О дивный новый мир»
Будущее «Дивного нового мира» — это будущее, где уничтожен институт семьи, а слова «отец» и «мать» считаются ругательными. Зато не возникает психозов и неврозов, а все люди распределены по социальным ступеням в соответствии со своими функциями в обществе. Ни у кого из них не возникает сожалений о том, что он принадлежит «не к тому классу», все довольны своим местом и своей жизнью.
В будущем Хаксли весьма свободная мораль — однако она не приносит ничего, кроме скуки, потому что самые безнравственные явления давно стали рутиной. В этой версии будущего у людей отобрали право выбора, пусть они сами над этим и не задумываются.
А теперь, дорогие читатели, давайте перейдём к писателю-юбиляру и поговорим о его произведении, название которого вынесено в заголовок нашего лит-путешествия.
Джордж Оруэлл – псевдоним Эрика Артура Блэра, взятый от названия живописной Реки Оруэлл, протекающей в Восточной Англии. Джордж рассказывал, что взял его в 1933 году, чтобы продемонстрировать глубокий сдвиг в его образе жизни, когда он стал литературным и политическим бунтарем, решил бороться с империализмом и жить вместе с бедными и отверженными слоями общества Парижа и Лондона.
Он родился в Бенгалии в 1903 году, в семье мелкого колониального чиновника и воспитывался в атмосфере имперского чванства и снобизма. В 1911 году его отправили на учебу в Англию. Так как его родители не могли платить за обучение, он был вынужден хорошо учиться, чтобы добиться стипендии, выдаваемой для одаренных детей. После окончания школы, будущий писатель отправился в Итон, где оставался с 1917 по 1921 год. Одним из его преподавателей стал Олдос Хаксли, оказавший на юного Оруэлла огромное влияние.
Покинув Итон, Оруэлл, на некоторое время, вернулся в Индию и поступил в императорскую полицию. Понятно, что такая работа не могла удовлетворить его, через 5 лет он вышел в отставку и вернулся Англию. Некоторое время жил в Париже, сменил множество рабочих мест, спал в ночлежках для бездомных или в трущобах. Здесь он знакомится с самыми радикальными политическими теориями и становится приверженцем анархизма. В 1937 году отправляется в Испанию в качестве военного корреспондента, но позже присоединяется к республиканцам в их борьбе с фашизмом.
Идея написать «1984» возникла у писателя примерно, в 1943 году. К ее воплощению он смог приступить лишь в 1946 году. Все началось с того, что его друг Дэвид Астор предложил провести выходные в его шотландском доме вдали от лондонской суеты. Писатель воспринял приглашение с большим воодушевлением, решив, что именно здесь возьмется за написание давно вынашиваемого романа.
Оруэлл поселился на заброшенной ферме под названием Barnhill в северной части острова Джура, принадлежащего к Внутренним Гебридским островам, недалеко от берега моря. Его жена умерла за год до того. Сам писатель, больной туберкулезом, после тяжелого кровотечения и депрессии, приехал на остров вместе с единственным сыном Ричардом и его нянькой Аврил.
Это была простая жизнь, без каких-либо излишеств цивилизации. Электричества в доме не было, Оруэлл держал кур, ходил на рыбалку и очень много работал. Пейзаж был великолепным, климат – мягким, но дом находился в конце грунтовой пятимильной дороги от ближайшего населенного пункта, телефона не было и Оруэлл жил в двадцати пяти милях от ближайшего врача. Большую часть времени он проводил за пишущей машинкой.
Решив закончить книгу во что бы то ни стало, писатель отказался делать какие-либо уступки состоянию своего здоровья, а оно становилось все хуже, чему способствовало пристрастие к курению, от которого писатель не мог отказаться, выкуривая подчас до ста сигарет в сутки. В конце 1947 года он оказался в больнице «Hairmyres» в Ист-Килбрайд, неподалеку от Глазго.
К середине ноября 1948 года Оруэлл уже не мог передвигаться самостоятельно, работал лежа в постели, перепечатывая по нескольку страниц рукописи в день на старенькой, видавшей виды, машинке.
К середине декабря того же года рукопись прибыла в издательство, где покорила всех, кто с ней соприкасался. Сам автор, из-за все ухудшающегося состояния, был вынужден отправиться в туберкулезный санаторий Котсволд.
Пока Оруэлл сражался за свою жизнь, Дэвид Астор писал обширный хвалебный отзыв на новый роман друга, который готовится к печати. Весной Оруэллу пришлось принять участие в многочисленных интервью и встречах с читателями, чтобы подогреть публику перед изданием книги.
Вышедший роман «1984» продавался просто блестяще (по сути, его продажи не прекращались никогда в истории). Они дали приличный доход на всю оставшуюся жизнь.
Поговорим о самом произведении…
В 1950-х годах «1984» дважды экранизировали. В 1984 году роман был экранизирован в третий раз. В конце 80-х произведение было переведено на более чем 60 языков.
Классическая антиутопия рассказывает о политическом и общественном устройстве, сложившемся на Земле к концу XX века. Третья Мировая война, пришедшаяся на середину столетия, разделила мир на три государства – Океанию (состоящую из территорий современных автору Северной и Южной Америки, Великобритании, Южной Африки, Австралии и Океании), Евразию (СССР, Европа, Турция) и Остазию (Китай, Монголия, Корея, Япония, Индия). Каждое из государств обладает одинаковым военным потенциалом и социальным устройством, корни которого идут из далёкого прошлого, навсегда установившего для человечества единственно возможную иерархию из Высших (в Океании это члены Внутренней Партии), Средних (члены Внешней Партии) и Низших (пролы – сокращённо от «пролетариат», под которыми понимаются рабочие) слоёв общества.
Главный герой романа – 39-летний мужчина Уинстон Смит. Он родился в Лондоне в середине 1940-х годов. О Смите известно, что свою трудовую деятельность он начал в Министерстве Правды.
Обязанностью Уинстона было внесение необходимых изменений в документы, если в них содержались факты, противоречащие партийной идеологии.
Смит вынужден делать вид, что полностью поддерживает все идеи партии. На самом же деле, он далёк от партийной идеологии и ненавидит её всем сердцем.
Главный герой был назван в честь Уинстона Черчилля. Лидер партии консерваторов не вызывал симпатии автора романа, а политические взгляды самого Черчилля были враждебны Оруэллу.
О`Брайен – антагонист Смита. Автор описывает его, как высокого плотного мужчину с насмешливым и одновременно грубым лицом. Несмотря на свою антипатию к герою, автор не может не отметить, что О`Брайен по-своему умён и обаятелен. «Топорная» внешность плохо сочетается с тонким умом и изящными манерами.
Смит подозревает О`Брайена в том, что он является членом подпольного Братства. Уинстон не знает, что имеет дело с сотрудником полиции мыслей.
26-летняя Джулия работает в Министерстве Правды. Она достаточно симпатичная девушка с карими глазами, каштановыми волосами и тонкой талией. Джулия влюблена в Смита. Тем не менее, как и Уинстону, ей приходится притворяться, изображая преданность Партии. Несмотря на свой юный возраст, девушка не боится жить двойной жизнью, нарушая партийные законы.
Важную роль в подчинении человека государственной машине в мире Океании играет язык. Новоязу (новому языку) посвящено множество страниц романа и завершающее его «Приложение». Упрощение языка путём изменения лексических значений слов, сложений основ, добавления к любому слову — «не» для отрицания или «плюс» и «плюс-плюс» для передачи сравнительных степеней, позволяет упростить и мыслительный процесс, представляющий собой самую главную опасность для государства, чья действительность находится «внутри черепа».
Кем бы ни был главный герой Уинстон Смит — слабаком, романтиком или вышедшим из-под контроля «штампом», ему предстоит под строгим прицелом автора пройти ужасающий путь развенчания собственных иллюзий. И, в конечном счете, исчезнуть в небытие. Это «путешествие» держит читателя в напряжении, подсознательно «засасывая» в череду трагических и неотвратимых последствий.
В романе нет и не может быть счастливой концовки, возведенная в степень системность и безысходность не оставляют шансов ни малейшей надежды на спасение. Возможно, Джордж Оруэлл в такой гипертрофированной форме насилия над психикой главного героя хотел предостеречь потомков.
Страх сильнее любви – задает тон Оруэлл, и проводит нас по бесконечным коридорам тюрьм к апофеозу предательства. К глубокому психологическому шоку отказа Уинстона Смита от возлюбленной Джулии ради спасения собственной жизни. Иллюзия сопротивления системе – тоже часть самой системы, говорит автор. Тут стоит задуматься, почувствовать эту, несомненно, глубокую мысль. Возможно, ее корни старше, чем может показаться. Возможно, они таятся в самом чувстве безопасности каждого из нас. Безопасности для человеческой личности, как индивида в большом котле социума. И может, только созданные в книге «пролы» — люди низшего уровня, свободны от большинства иллюзий.
«1984» — серьёзное и глубокое произведение, которое оставляет горькое послевкусие. Но вместе с ним — и надежду на то, что, увидев пример подобного будущего, человечество получит «прививку» от его воплощения в реальности.
Спасибо, что были с нами сегодня, ждём новых встреч! И, конечно же, приглашаем взять романы Оруэлла, Замятина и Хаксли в нашей библиотеке.
Онлайн-версию мероприятия подготовила С. Викос