К Международному дню кукольника и Международному дню театра.
Кукольные сокровища театров
Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника (International Day of Puppetry), или Международный день театра кукол (World Puppetry Day), пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана. В 2000 году на XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол (Union Internationale de la Marionnette, UNIMA) в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение.
Традицию праздника кукольников всего мира открыл день 21 марта 2003 года. Именно с этого времени всеми профессионалами и поклонниками театра кукол празднуется Международный день кукольника.
Маргарета Никулеску, занимавшая тогда пост Президента UNIMA, обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства — театра кукол! Пусть все вокруг станут участниками нашего праздника! Пусть все окажутся в театре кукол!».
По мнению известной деятельницы индийского театра кукол Капилы Ватсяаян: «Мир кукольного театра — это невинность детства, его чистота и непосредственность, и мудрость философа. Для меня театр кукол всегда таит особое очарование, поскольку является уникальным явлением в сфере искусства: по своей удивительной простоте и, одновременно, по своей многозначности это — настоящая Вселенная таинственного и образного, загадочности и фантазии. Возникая в реальном времени и пространстве, театр кукол возвращает нашим душам истинную сущность…».
Сегодня этот праздник широко отмечается во многих странах мира не только самими профессионалами, но и поклонниками такого рода искусства. По традиции, в этот день работниками театров и творческих кукольных коллективов организуются самые необычные кукольные спектакли, творческие встречи, концерты и другие праздничные мероприятия.
Театральный экскурс «История кукольного театра в России»
Истоки кукольного театра уходят очень глубоко в прошлое, в первобытные времена, когда человек жил в сообществе своего племени и обитал в укромных пещерах. Почти каждое первобытное племя обладало своим тотемом, то есть, священным животным, которому они поклонялись и которого они восхваляли. По верованию человека тех времен, тотем был наделен магической силой. К нему относились с большим уважением, почтением, ему молились и приносили пожертвования, иногда даже человеческие жизни. В большинстве племен было заведено изготавливать своеобразное символическое отображение тотема. С подобным олицетворением божества проводились разнообразные ритуалы, что должно было способствовать удаче.
На Руси также было принято создавать подобные тотемы. Они представляли собой небольших кукол, в задачу которых входило оберегать детей от всякой нечисти, порчи и сглаза, а во время разных празднеств исполнять роль божества. Постепенно, с развитием культуры общества, эти обереги стали просто детскими игрушками. Они помогали инсценировать жизненные ситуации и воплощать в игре придуманные забавные истории.
XV – начало XVIII веков
Истоком российского кукольного театра являются традиционные языческие обряды и народные игры. Первые игровые куклы (атрибуты игр скоморохов 15 в.), которые были найдены археологами в Москве, представляли собой надеваемые на пальцы керамические фигурки.
Первое свидетельство о кукольных представлениях в России оставил на гравюре 1636 года Адам Олеарий.
В театральных представлениях куклы начали использоваться в России со второй половины XVII века («О Давиде и Голиафе», «О Бахусе с Венусом» и др.). В 1690-х годах. в Москве появились немецкие, итальянские, голландские и другие европейские труппы. В 1700-м впервые состоялись гастроли московских кукольников на территории современной Украины и в Поволжье. Значительное влияние на формирование и развитие русского кукольного театра первой половины XVIII века оказал немецкий кукольник Зигмунд.
В восьми дошедших до нас афишах немецкий кукольник Иоган Христофор Зигмунд с женою Елизаветой извещают о том, что “немецкие показыватели выпускных кукол смотрения достойную комедию представлять будут: о преступлении прародителей Адама и Евы. Где показаны будут виды неба, ада и красного рая, с различными зверями и приятных пением птиц. Театр есть в Большой Морской под вывескою выпускных кукол”. Репертуар приезжих кукольников-кунстмейстеров состоял из пьес духовного содержания, а также англо-немецких пьес Haupt und staatsactionen. Среди них — пьесы: “О целомудренном Иосифе от Сересы зело любимом”, “О короле Агасфере и королеве Есфири”, “О житии и смерти Флориане и прекрасной Банцифории”, “О короле Адмете и силе великого Геркулеса”, “О житии и смерти мученицы Доротеи”, а также “Распятие Христово, которое состоит из девяти фигур, движение глазами и руками делающих, что не чрез стекло а просто видимо будет”, и “О житии и смерти Дон-Жана, или зерцало злочинной юности”.
Содержание большинства из этих спектаклей было уже знакомо российским театралам. Так, например, пьеса “О преступлении прародителей Адама и Евы” входила в репертуар театра Грегори-Чижинского и впервые была показана в 1674 году царю Алексею Михайловичу. Представление это имело и иное название — “райское действо”, раек. Впоследствии это название утвердилось за различными панорамами. Раек — один из видов театра кукол XVIII века. Содержание пьесы общеизвестно, так как она была популярна в театрах Западной Европы XVI века и входила в репертуар смешанного театра Иогана Фельтена в Гданьске. То же можно сказать и о спектакле Зигмунда “О короле Агасфере и королеве Есфири”, который ранее разыгрывался учениками пастора Грегори.
Середина XVIII – начало XX веков
В 1740–50-е года в Москве появились первые династии российских кукольников Сначала это были Якубовские (Осип, Петр, Илья) — жители Витебска, которые давали кукольные представления с начала до 60-х гг. XVIII в.
Большую популярность получили куклы-автоматы, театр теней, различные панорамы и «оптические театры». Внимание кукольному театру уделял и Ф. Г. Волков. В 1750-х гг. он изготовил «театр, состоящий из кукол» (предположительно для Петра III), а во время маскарада «Торжествующая Минерва» в честь коронации Екатерины II в Москве организовал шествия уличных кукольников.
К середине XIX века окончательно сформировалась народная комедия, главным героем которой стал Петрушка. В 1841–44 в Санкт-Петербурге действовал первый в России стационарный Детский кукольный театр под руководством француза Е. Лемольта. Во второй половине XIX века инициатива перешла к русским кукольникам и владельцам балаганов (И. Макаров, П. Седов, А. Павлович и др.). Наряду с Петрушкой значительную популярность получили представления рождественского вертепа. В XIX веке родилась отечественная профессиональная кукольная драматургия («Царь-девица» В. Ф. Одоевского, «Очарованный лес» А. А. Бестужева (псевд. Марлинский), «Принц Лутоня» В. С. Курочкина и др.). В конце XIX века кукольный театр привлёк к себе внимание учёных, исследователей, собирателей старины (Д. В. Григорович, Д. А. Ровинский, В. Н. Перетц и др.). В феврале 1916 в Петрограде спектаклем «Силы любви и волшебства» открылся «Кукольный театр» Ю. Л. Слонимской и П. П. Сазонова, оказавший заметное влияние на развитие отечественного профессионального театра кукол XX века.
Вторая половина 1910-х годов – конец XX века
В первые десятилетия после Октябрьской революции 1917 активно развивался агитационный кукольный театр. В 1917–18 в Москве открылся «Театр Петрушки» Н. Я. Симонович-Ефимовой и И. С. Ефимова. Изучив опыт народных кукольников, Ефимовы технически усовершенствовали театральные куклы, обогатили репертуар («Басни И. А. Крылова», «Весёлый Петрушка», «Макбет» и др.).
Этапным стало творчество Е. С. Деммени, создавшего Ленинградский театр марионеток. Влияние на развитие мирового кукольного театра XX века оказал С. В. Образцов. В 1931 в Москве он возглавил театр (ныне Центральный театр кукол имени С. В. Образцова), где аккумулировались и откуда распространялись новые режиссёрские идеи, постановочные приёмы, пьесы, теоретические и практические открытия в области театра кукол.
Значителен вклад художников театра, среди которых В. В. Андриевич, Б. Д. Тузлуков, В. Н. Терехова, А. А. Спешнева. Плеяду режиссёров, художников, актёров отечественного кукольного театра воспитал М. М. Королёв, чьи спектакли, поставленные в Ленинградском Большом театре кукол в 1950–60-е гг. («Дикие лебеди» Х. К. Андерсена, «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова, «В золотом раю» бр. Чапек, «12 стульев» по И. Ильфу и Е. Петрову, «Прелестная Галатея» Б. Гадор и С. Дарваша, «Голый король» Е. Л. Шварца, и др.), вошли в золотой фонд мирового кукольного театра. В 1959 в ЛГИТМиКе (с 2015 Российский государственный институт сценических искусств) Королёв основал и возглавил кафедру театра кукол. Среди учеников Королёва, определивших пути российского кукольного театра 2-й пол. 20 в.: В. Л. Шрайман (в 1972 в Магнитогорске основал Театр кукол и актёра «Буратино»), В. А. Вольховский (с 1987 глава одного из лучших в России Воронежского театра кукол «Шут»), В. Б. Сударушкин (в 1964–86 режиссёр Ленинградского Большого театра кукол, добившийся значительных успехов в создании музыкально-комедийных спектаклей). Среди ведущих режиссёров, актёров, художников кон. 20 в.: А. С. Тучков, Р. М. Виндерман, Е. Ю. Гимельфарб, М. И. Борнштейн, М. А. Хусид.
На рубеже XX–XXI веков
Плодотворно работают, развивая идеи предшественников, ведущие режиссёры театров кукол: В. Н. Шадский (Рязань), С. Ф. Железкин (Мытищи), И. М. Эпельбаум (Москва), А. В. Борок (Екатеринбург), Д. А. Лохов (Архангельск), И. В. Игнатьев, Н. Ю. Боровков (С.-Петербург), Ю. Е. Лабецкий (Выборг), В. И. Бирюков (Пенза) и дрeubt
Значительным явлением стали спектакли режиссёра и актёра А. С. Денникова (1978–2014). Будучи солистом-кукольником, вокалистом и режиссёром, в Центральном театре кукол он создал ряд успешных «синтетических» спектаклей, объединяющих традиционное драматическое искусство, работу с куклами, хореографию и вокал: «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (2000), «Молодость короля Людовика XIV» по А. Дюма (2001), «Исповедь хулигана» по произведениям С. А. Есенина (2002), «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (2005), «Концерт для Чичикова с оркестром» по мотивам поэмы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (2006), «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» Г. Бламстейна (2008) и др.
Новая плеяда режиссёров театра кукол в нач. XXI века работает под значительным влиянием идей постмодернизма, активно сочетая в спектаклях классические формы театра с авангардом и массовой культурой: Р. Р. Кудашов, Я. М. Тумина, А. В. Викторова (С.-Петербург), Е. Н. Ибрагимов, Б. А. Константинов, Н. А. Пахомова (Москва), С. Л. Дорожко (Красноярск), Ю. А. Уткин (Иркутск) и др. Среди художников широко известны: А. М. Ефимов (Екатеринбург), С. А. Алимов, В. Л. Никоненко, Е. Л. Шахотько, В. Л. Платонов, Н. А. Мишина (Москва), Е. Л. Луценко, А. Н. Ечеин (Воронеж), К. С. Камалидинова, В. П. Антонов (С.-Петербург) и др. Эти художники определили современное лицо кукольного театра как искусства синкретичного, сочетающего часто несопоставимые образы и стили. Российские кукольные театры – лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска» в разные годы: Архангельский – традиционное рождественское представление «Вертеп» (1995), «Хамлет, датский принц» Д. А. Лохова и С. В. Логиновой по мотивам У. Шекспира (2002); Екатеринбургский – «Картинки с выставки» по мотивам М. П. Мусоргского (1996), «Грибуль-простофиля и Господин Шмель» по сказке Ж. Санд (2010); Бурятский республиканский – постановки по мотивам бурятского фольклора: «Ульгэр» («Поющая стрела», 2005) и «Под вечным светом кумалана» (2009) Э. Жалцанова, «Небесный аргамак» Т. Бадагаевой (2007); Пермский – «Толстая тетрадь» по роману А. Кристоф (2015); С.-Петербургский театр кукол «Карлсон Хаус» – «Вероятно, чаепитие состоится» по мотивам сказок Л. Кэрролла (2011), «Ваня» А. А. Лелявского (2015); Пензенский театр кукол – «Попугай и веники» Н. В. Коляды (2018); Санкт-Петербургский театр «Кукольный формат» – «Птифуры» К. Ионас и А. В. Викторовой (2018; премия «Золотая маска, 2019); театр «Особняк» (Санкт-Петербург) – «Комната Герды» Я. М. Туминой по мотивам Х. К. Андерсена и Р. М. Рильке (2018; премия «Золотая маска», 2019) и др. Премии «Золотая маска» удостоены 10 авторских спектаклей Семейного московского театра «Тень» И. М. Эпельбаума и М. А. Краснопольской, продолжающих традиции театров-кабаре («Гастроли Большого Лиликанского Королевского театра в России», 1996; «П. И. Чайковский. Лебединое озеро. Опера», 1998; «Гамлет», 2001; «Мизантроп», 2002; «Апокалипсис», 2006; «Эпос о Лиликане», 2008; «Скорая театральная помощь», 2013; «КукКафе У. Шекспира», 2014). Среди ярких современных тенденций – постановки кукольных спектаклей для «особых людей/детей» с физическими отклонениями: «Майская ночь» Н. В. Гоголя (2013, режиссёр К. Жерните) и «Сказка с закрытыми глазами» («Ёжик в тумане» С. Г. Козлова, 2016, режиссёр Н. А. Пахомова; премия «Золотая маска», 2017) – оба Московский театр кукол, «Колино сочинение» (автор пьесы и режиссёр Я. М. Тумина, Продюсерский центр «КонтАрт» и С.-Петербургский театр «Кукольный формат», 2016; премия «Золотая маска», 2017), Бетховен. Разговорные тетради» (автор пьесы и режиссёр Н. А. Пахомова, Иркутский театр кукол «Аистёнок», 2019), «Почтарские сказки» К. Чапека (автор пьесы и режиссёр Пахомова, Хабаровский театр кукол, 2019) и другие.
Международные фестивали театров кукол: «Театр кукол без границ» (с 1989, биеннале, Москва), «Рязанские смотрины» (с 1989, биеннале), «КУКАРТ» (с 1993, ежегодно, С.-Петербург), «Муравейник» (с 1995, биеннале, Иваново), «Белгородская забава» (с 1995, ежегодно), «Образцов-фест» (с 2001, биеннале, Москва), «Петрушка Великий» (с 2002, биеннале, Екатеринбург), «Московские каникулы» (с 2003, ежегодно), «Чаепитие в Мытищах» (с 2004, биеннале), «В гостях у Арлекина» (с 2009, биеннале, Омск), Московский международный фестиваль театров кукол (с 2012, биеннале), «БТК-фест» (с 2014, ежегодно, С.-Петербург), Фестиваль московских театров кукол «Ярмарка» (с 2018, биеннале) и др. Ежегодно проводятся смотры и фестивали любительских детских коллективов. Возрождаются традиционные народные формы театра кукол.
Большой вклад в изучение истории и теории кукольного театра внесли Л. Г. Шпет, А. Я. Федотов, Н. И. Смирнова, И. П. Уварова, И. Н. Соломоник, И. Н. Жаровцева, Б. П. Голдовский, Е. С. Калмановский, А. П. Кулиш, А. Ф. Некрылова, А. Н. Василькова и др. В России действуют около 100 государственных театров кукол и более 800 частных коллективов (2017). Подготовка актёров-кукольников ведётся в высших и средних театральных учебных заведениях С.-Петербурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и др.
Виртуальная экскурсия «Ростовский театр кукол»
Кукольный театр в Ростове открылся в 1935 году. Один из самых старых кукольных театров в стране носит имя режиссёра Владимира Былкова, ученика Образцова, который был здесь художественным руководителем более 30 лет. С 2004 года худруком театра работает младший сын Владимира Былкова, Андрей. Спектакли ростовского кукольного театра пользуются популярностью у горожан, а вот из-за здания идут споры.
Театр для кукольников построили на месте Благовещенской церкви, в новом веке РПЦ потребовала передать дом в собственность Ростовской епархии. Однако раньше, чем театру не найдут новое соответствующее требованиям труппы помещение, кукольный театр останется в Университетском переулке.
Сейчас на двух сценах театра идут спектакли по мотивам любимых сказок, репертуар подходит даже самым маленьким зрителям.
Книжная выставка-обзор «Куклы и игрушки своими руками»
Волосова, Евгения. Кукольная миниатюра / Евгения Волосова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 95 с., ил. – (Город мастеров). – Текст (визуальный): непосредственный.
6+
Коллекционирование — это своеобразное отражение внутреннего мира человека через его коллекцию, воплощение его заветных желаний, квинтэссенция его представления о прекрасном. Потрясающая детализация и красота кукольных домов, румбоксов или отдельных предметов миниатюрных интерьеров поражает воображение и заставляет подолгу рассматривать все крошечные элементы композиции. Кукольные миниатюры популярны не только среди детей, которые играют в них и украшают ими жилища своих любимых кукол, они также являются серьезным увлечением для многих взрослых женщин, которые собирают предметы мебели и убранства для своих домов на протяжении долгих лет. А многие детали создают собственными руками.
Если вы хотите попробовать себя в создании тематического румбокса или сделать для своих детей миниатюрные игрушки — эта книга может стать для вас самым первым шагом на пути к исполнению мечты. Здесь вы найдете подробные мастер классы по созданию миниатюрных реалистичных цветов и букетов, уроки по лепке птицы и животного, пошаговое оформление полноценного сюжетного румбокса и многое друго
Долгова, Виталина. Славянские куклы-обереги своими руками / Виталина Долгова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 93 [2] с., ил. – (Город мастеров). – Текст (визуальный): непосредственный.
6+
Наш дом — это зеркальное отражение нас самих. С поразительной точностью он отражает наши привычки, характер, убеждения, вкусы и пристрастия. Каждой хозяйке хочется сделать свой дом не только по-настоящему уютным, но и наполнить его энергией здоровья и любви, сделать его безопасным.
Испокон веков ручная работа была обязательным занятием женщин любого возраста и любого сословия: они мастерили наряды, аксессуары, предметы интерьера. За всем этим, помимо практической пользы, стояла практическая магия. Вещи, сделанные вручную, хранили тепло женских рук, пропитывая дом живой энергией. Так почему бы нам не воспользоваться этой давней традицией — творить своими руками свою жизнь?
Следуя подробным инструкциям из этой книги, вы разовьете свои умения до высочайшего уровня. Удивительные вещи, созданные своими руками, наполнят ваш дом атмосферой уюта и очарования.
В этой книге вы найдете секреты и наработки, которые помогут сделать куколку-оберег по-настоящему волшебной, приносящей здоровье, удачу и богатство.
Лысенко, Мария Анатольевна. Забавные игрушки из помпонов / Мария Лысенко. – Москва: Издательство «Э», 2016. – 64 с., ил. – (Рукоделие: Лучшие идеи и мастер-классы). – Текст (визуальный): непосредственный.
12+
В вашем доме наверняка найдутся остатки разноцветной пряжи и ниток, оставшиеся после вязания шарфа или штопки свитера. Превратите эти клубочки в симпатичных и забавных зверушек, которых вы сделаете вместе с вашим ребенком. Пушистые, яркие зайчики, цыплята, гусеницы из разноцветных помпонов порадуют вашего малыша, тем более, что делать их совсем просто, а играть в игрушки, сделанные своими руками вместе с мамой, — особое удовольствие!
Никитина, Елена. Сказочный домик своими руками / Елена Никитина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 60 [3] с., ил. – (Город мастеров). – Текст (визуальный): непосредственный.
6+
В этой книге автор подробно рассказывает, как своими руками построить миниатюрный сказочный домик. Для его создания не потребуется особых материалов, инструментов и навыков. С помощью простых рекомендаций даже новички смогут создать маленький шедевр, который уже в процессе работы подарит позитивные эмоции. А удовольствие, которое вы получите при виде готовой работы, не сравнится ни с чем!
Соколова, Ольга. Амигуруми: мир вязаных игрушек / Ольга Соколова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 61 [1] с., ил. – (Город мастеров). – Текст (визуальный): непосредственный.
6+
Вязание — это не только носки, шарфики и салфетки, но и целый мир ярких и забавных зверушек и сувениров амигуруми. Этот вид рукоделия придуман в Японии, а в последнее время завоевал массу почитателей далеко за пределами Страны восходящего солнца. Амигуруми представляют собой миниатюрные игрушки высотой около 10 см, связанные крючком или спицами. Их дарят друзьям, носят в сумочке в качестве талисмана, используют как брелоки или елочные украшения.
Сделать их самостоятельно совсем несложно, достаточно следовать нашим подробным инструкциям. Все, что вам понадобится, — это нитки, крючок, немного усидчивости, фантазии и хорошего настроения.
Солнцеворот, М. Текстильные игрушки-зверушки / Марина Солнцеворот. – Москва: Хоббитека, 2016. – 96 с., цв. ил. – (Авторские куклы и игрушки). – Текст (визуальный): непосредственный.
6+
Будучи ребенком, каждый из нас верил в одушевленность мягких игрушек. Миловидные и трогательные авторские персонажи Марины Солнцеворот заставляют вернуться в те времена и усомниться в скучном убеждении, что игрушка — это просто вещь.
Известная мастерица поделилась секретами шитья семнадцати разных зверят. Среди них задумчивый пес, улыбчивый поросенок, пара влюбленных зайцев, добродушный, напоминающий о детстве мишка и многие другие забавные игрушки, одетые в разноцветные свитера, штанишки и шапочки.
В книге подробно описаны приемы создания образов, а также шитья, набивки, соединения готовых частей игрушек. Отдельная глава посвящена вязанию одежды — нарядить своего зверька сможет даже тот, кто никогда не держал в руках спиц. Выкройки, которые даны на последних страницах, можно изменять, создавая новых персонажей, вид и характер которых вы придумаете сами.
Попробуйте, и, возможно, маленькое чудо появления на свет очаровательного ушастика заворожит вас, а новая игрушка найдет свое место не только на полке, но и в чьем-то сердце.
Фриман, Эмили Алексеевна. Амигуруми крючком. Доступно каждому / Эмили Фриман. – Москва: АСТ, 2020. – 128 с., ил. – (Мастера рукоделия). – Текст (визуальный): непосредственный.
12+
Эмили Фриман — победитель и золотой призер ежегодного конкурса индустрии рукоделия «Золотая пуговица» 2016 в номинации «Лучший блог об индустрии рукоделия». Около 100 тысяч зрителей следит за ее Youtube-каналом про амигуруми, а ролики набрали в сумме более 7 млн просмотров. Игрушки Эмили сочетают в себе милый дизайн и простоту исполнения, поэтому научиться их вязать может даже новичок. В книге собраны базовые уроки вязания крючком, а также особенности и нюансы создания амигуруми. Вместе с автором вы свяжете 17 милых игрушек, каждая из которых поместится в ладонях. Пошаговые описания с подробными иллюстрациями помогут разобраться даже новичкам, которые впервые держат крючок. В книге вы найдете игрушки на любой вкус! Вас ждут аппетитные сладости, яркие фрукты, забавный кактус, милые зверята, а также наборы для игры — зубная паста с щеткой и помада с пудрой. А если вы захотите рассмотреть игрушки со всех сторон, ознакомиться с видео-версией базовых уроков вязания крючком или пообщаться с автором, вы всегда можете сделать это на канале: https://www.youtube.com/Emily
Цветкова, Светлана. Амигуруми. Вяжем уютную сказку / Светлана Цветкова. – Москва: АСТ, 2020. – 160 с., ил. – (Рукоделие РуНета). – Текст (визуальный): непосредственный.
12+
Эта книга — уютное путешествие в добрую Сказку, которой нам всем так часто не хватает по жизни. Она понравится вам и вашим детям, позволит создать свою уникальную коллекцию вязаных игрушек, хранящих тепло ваших рук и свет вашего сердца, и они обязательно согреют каждого, кто к ним прикоснётся. Автор книги — не просто вязальщица-сказочница, но и профессиональный психолог-логопед, щедро делящийся своим бесценным опытом с читателями. Помимо мастер-классов, в книге представлено множество интересных идей для рукодельниц, а также полезных советов и подсказок для мам и бабушек, благодаря которым даже обычные игрушки превращаются в самое настоящее волшебство!
Приятного путешествия в Сказку!
Юранова, А. А. Куклы и игрушки своими руками / Анастасия Анатольевна Юранова. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 256 с., ил. – (Для дома, для семьи). – Текст (визуальный): непосредственный.
12+
На страницах данной книги представлены оригинальные модели кукол и игрушек, которые можно изготовить своими руками. Очаровательные тряпичные куклы, милые мягкие игрушки, глиняные свистульки, дымковская и филимоновская игрушки, пластилиновые куклы и звери, поделки из каштанов, орехов, желудей, соломы и других природных материалов, оригами, изделия из дерева, пенопласта и проволоки, вязаные игрушки — все эти модели можно сделать самостоятельно.
Книга снабжена пошаговыми инструкциями и иллюстрациями, которые помогут вам не только слепить, сшить, вырезать, склеить или связать понравившиеся игрушки, но и создать настоящий кукольный театр — смастерить кукол, которыми можно управлять.