Виртуальная культурно-историческая панорама «Пётр Великий: церковная реформа и личная религиозность русского императора»

      Комментарии к записи Виртуальная культурно-историческая панорама «Пётр Великий: церковная реформа и личная религиозность русского императора» отключены

С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одной из заслуг Петра стало расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.


В исторической науке и в общественном мнении с конца XVIII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России . В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Николай Карамзин, Василий Ключевский, Павел Милюков и другие, высказывали резко критические оценки.
Сегодня в мероприятии, посвящённом тематике XXVI Димитриевских образовательных чтений, мы не ставим перед собой задачу давать оценку действиям первого российского императора. Напротив, в подготовленных материалах библиотекари приводят только факты и цитаты, а все мнения и выводы приведены с указанием авторства.


Пётр Алексеевич Романов — достаточно неоднозначная историческая личность. В первом видеоэкскурсе нашего мероприятия мы постарались показать формирование религиозных убеждений Петра и их трансформации с течением жизни русского государя.


А теперь поговорим о церковной реформе Российского государства и о том, как на её проведение влияли личные качества Петра Первого.

Как вы могли убедиться сами, первый российский император оказал большое влияние на все сферы жизни страны; религия и церковь не стали исключением. Но, вместе с тем, уместно будет говорить о взаимном влиянии православия на духовное воспитание Петра Алексеевича.
Вывод, который мы рискнём сделать в связи с неоднозначностью темы — Пётр Алексеевич Романов был глубоко религиозным человеком и, при фактах высмеивания некоторых традиций («всепьянейший собор» и др.), был исключительно предан центральным догматам православия. Его реформы были направлены не на то, чтобы сделать церковь светским инструментом власти, а на то, чтобы приблизить религию к обычным людям, связать управление государством и православные формации, и в итоге — создать непротиворечивое и в светском, и в духовном плане государство.

  • Мероприятие подготовила: К. Н. Мираноскэ.