(К Дню народного единства)
Добрый день, дорогие читатели! Грядёт праздник, который объединит под своим крылом буквально все народы, проживающие на территории нашей большой страны.
Подобно России, Донской край также многонационален, и сегодня мы поговорим об армянах: нации, чей город Нахичевань-на-Дону вырос бок о бок с Ростовом, а затем и вовсе слился с ним. Наша библиотека также относится уже к Нахичевани, к самому её началу, поэтому для нас и наших читателей разговор будет достаточно актуальным.
Этот знак относительно недавно появился в Парке им. 1 Мая
Свыше двухсот лет назад на берега Дона пришли армянские переселенцы из Крыма.
Переселение армян осуществлялось в несколько партий. Первая партия переселенцев, под командованием донских казаков, пустилась в путь 18 августа 1778 года, вторая — 22 августа, третья — 18 сентября. Большую роль в этом великом переселении сыграл генерал А.В. Суворов.
Достоверно не зная о месте своего поселения, о привилегиях, обещанных царским правительством от имени Екатерины II, армяне столкнулись с большими трудностями, к которым они не были готовы. Суровая природа, холодная зима, необжитые, безжизненные степи, холодные пронизывающие ветры и долгая дорога, а также крайний недостаток в топливе, продовольствии, лекарствах. Можно представить себе страдания и лишения, которые пришлось пережить и преодолеть несчастным переселенцам.
Г. Потёмкин, фаворит Екатерины Великой
Трогательную заботу о крымских армянах проявлял лично генерал А. В. Суворов. Он неоднократно обращался к Г. Потемкину по поводу бедственного положения переселенцев. Им оказывалась помощь: выдавались продукты, одежда, выделялся транспорт, деньги. Хотя, к сожалению, этого было недостаточно. К концу 1779 года переселенцы дошли до низовий Дона. К тому времени подоспела и грамота (Указ) императрицы Екатерины II от 14/25 ноября 1779 года.
По этому указу армянам отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью Святого Дмитрия Ростовского, разрешалось основать один город (Нахичеван) и пять селений (Чалтырь, Крым, Большие Салы, Малые Салы, Несвитай). Так завершилось это драматическое переселение. Из Крыма выехало 31 386 человек. Из них греков — 18407, армян — 12598, грузин — 219, валахов — 162.
Вышеупомянутый указ Екатерины II был зачитан на центральной площади будущего города (ныне пл. Карла Маркса). Он состоит из пяти пунктов, написана на русском и армянском языках.
Согласно этому документу, переселенцам предоставлялись определенные льготы-привилегии. В числе привилегий надо отметить освобождение армян от государственных податей служб на десять лет, от воинской повинности на сто лет, — разрешалось строительство церквей с проведением в них обрядов по своим законам и обычаям, разрешалась свободная торговля внутри и вне государства, а также армяне получили право строить своими силами фабрики, заводы, купеческие мореходные суда.
Генерал А. В. Суворов еще долгое время проявлял заботу об армянах-переселенцах. В крепости Св. Дмитрия Ростовского Суворов прожил вместе со своей семьей зиму 1783-1784 гг.
Герб Нахичевани-на-Дону
В 1811 г. у Ростова и Нахичевани-на-Дону появились свои гербы. 11 мая 1811 г. Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону — два города, выросшие рядом с уже терявшей свое стратегическое значение к началу XIX века крепостью Святого Димитрия Ростовского, получили первые генеральные планы, утвержденные царем Александром I
В течение всего XIX века застройка и благоустройство Нахичевани постоянно улучшались. В основе строительной деятельности было следование Генеральному плану 1811 г., но этот план полностью не был осуществлен.
К концу XIX века на месте, предназначенном для административно-торговой площади с Гостиным двором, возникло сразу четыре площади: Гостиная, Базарная, Полицейская и Бульварная. Роль доминанты, как и предполагалось, выполнял собор Св.Григория, Просветителя армян. Он был композиционным ядром всех площадей, а парковая зона вокруг собора объединяла их в единый ансамбль.
Долгое время на Гостиной и Базарной площадях возводились деревянные здания лавок и магазинов. Только в 1870-е годы были построены два ряда кирпичных торговых лавок по проекту городского архитектора В.В. Сазонова.
В Нахичевани самыми лучшими архитекторами России строились церкви: кафедральный собор им. Григория-Просветителя, св. Никогоса, св. Успения, св. Георгия, св. Теодороса, св. Вознесения, св. Иоанна Предтечи. Все они были уничтожены за годы советской власти. Это были храмы, неповторимые по своей красоте, в которых хранились уникальные книги, утварь, иконы, Хач-кары (армянские камни-кресты), привезенные из Ани (Армения) и Крыма. Эти камни-кресты люди несли на себе, спасаясь от варваров и завоевателей. Лишь чудом сохранилась армянская кладбищенская церковь св. Карапета. Ценой огромных усилий была восстановлена часть церкви-монастыря Сурб-Хач, без колокольни, как музей.
После 1850 года появляются улицы, мощенные камнем, в 1887 году прокладывают рельсовые пути в городе, по которым ходят запряженные лошадьми конки-вагонки. Улучшается освещение улиц. К концу XIX века в городе появился очень хороший водопровод.
18 сентября 1894 года в знак глубокой благодарности армянским населением совместно с казачеством был установлен памятник императрице Екатерине II. Этот памятник был символом единения всех народов, проживающих на Дону. Но, к несчастью, это великолепное произведение искусства, изготовленное гениальными русскими скульпторами А. М. и М. М. Чижовыми, было снесено большевиками. А на месте, где стояла Екатерина II, был установлен памятник Карлу Марксу
.
Не прошло и ста лет с тех пор, как армяне поселились на Дону, как Нахичевань, состоящий изначально из неграмотного и малообразованного населения, превратился в город европейской культуры — это без преувеличения. Армяне посылали своих детей учиться в Петербург, Москву, Париж, Лондон, Берлин. Они возвращались, принося с собой культуру и знания.
Резко изменился культурный уровень населения Нахичевани. Из города, где люди ходили в восточных одеждах, превратился в европейский город, в котором сохранился аромат Востока, национальная неповторимая самобытность. А светские нахичеванские салоны ничем не отличались от таковых в Петербурге, Москве или Ростове-на-Дону. Уже ничем не отличались эти города друг от друга и в одежде людей, их населяющих, и в архитектуре.
Также стоит сказать о некоторых зданиях, сохранившихся со времен существования Нахичевани. Здание Нахичеванского городского театра возводилось с 1896 по 1899 годы по проекту городского архитектора Н.Н. Дурбаха. По окончании общестроительных работ в 1900–1907 годы велись отделочные работы в интерьере и на фасадах здания. Затем состоялось торжественное открытие.
В заключение стоит сказать, что только в декабре 1926 года оба города объединились в один — Ростов-на-Дону.
Нахичевань и Ростов появились в разное время и по разным причинам, но в короткий период времени они превратились в богатые и развивающиеся города благодаря их выгодному месторасположению. Оба города были экономически развиты, но население Ростова увеличивалось гораздо быстрее из-за людей, которые покинули свои дома в поисках лучшей жизни на Донской земле.
Хотите узнать больше о том, как зарождалась и развивалась русско-армянская дружба на протяжении веков? Приходите к нам в библиотеку! В отделе краеведческой литературы вы найдёте множество интересной информации.
А пока — взгляните на нашу книжную выставку!
Книжная выставка «Дон многонациональный: донские армяне»
Ростов-на-Дону : путеводитель / А.А. Феоктистова. – Москва : Издательство «Э», 2018. – 128 с. : ил., карта. – (Красный гид). – Текст (визуальный) : непосредственный.
В экспресс-гиде по Ростову-на-Дону в найдёте краткую информацию о городе, советы, как лучше провести выходные в городе, и главные достопримечательности. Есть, конечно же, в книге и интересные места, находящиеся на территории Нахичевани.
Ростов-на-Дону глазами историков. Летописная история города / А.И. Ригельман, А.М. Ильин, Г. А. Иноземцев. – Ростов-на-Дону : Ростовкнига, 2015. – 228 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.
Читателям представляется историческая летопись города с точки зрения различных исследователей, биографии и вклад в историю города различных деятелей.
Ильин, А.М. История города Ростова-на-Дону: очерк. – Ростов-на-Дону : Мини Тайп, 2020. – 112 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.
Книга понравится тем, кто предпочитает ёмкие и сжатые пересказы многотомных трудов, а также интересуется историей родного города. Становление Ростова и Нахичевани-на-Дону, достопримечательности, исторические вехи – всё найдётся в богатом и увлекательном очерке.
Нахичевань-на-Дону: история и современность. – Ростов-на-Дону: Foundation, 2019. – 404 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.
Материалы сборника охватывают различные аспекты деятельности армянской общины Дона – культурное, экономическое развитие Нахичевани и армянских сельских поселений. Издание адресовано всем, интересующимся историей Донского края.
Багдыков, Г.М. Моя Нахичевань. Город и люди. – Ростов-на-Дону : Ковчег, 2015. – 258 с. – Текст (визуальный) : непосредственный.
Очень интересная книга, в которой вы найдёте множество биографий, мест, интересных фактов о Нахичевани и нахичеванцах. Живой стиль автора дополняется свидетельствами историков, воспоминаниями очевидцев, фотографиями.
Донские армяне. 235 лет с Россией. Фотоальбом. – Ростов-на-Дону : Лаки Пак, 2014. – Текст (визуальный) : изобразительный.
Фотоальбом посвящён юбилею переселения армян на Дон и, помимо фотографий, содержит комментарии, вступительное слово и послесловие.
Донская Армения. Выпуск 1. – Ростов-на-Дону : Старые русские, 2006. – 360 с. – (Дон многонациональный). – Текст (визуальный): непосредственный.
В книге, на основе исторических и краеведческих материалов, рассказывается о том, как складывалась жизнь армян на Дону с конца XVIII века до наших дней.
Армяне Дона. Серия «Народы Дона». – Ростов-на-Дону, 2022. – 380 с. : ил. – (Народы Дона) – Текст (визуальный) : непосредственный.
Книга посвящена истории, культуре, социальной жизни донских армян и охватывает период со времени их прихода на юг и до наших дней.
Спасибо за внимание и тёплого, душевного вам праздника, уважаемые читатели и гости блога! Мы ждём вас в библиотеке 7 ноября и далее — по обычному расписанию.
Мероприятие подготовила С.М. Викос