Заседание литературного клуба «Серебристая сирень» к 130-летию М. Цветаевой
Одна из самых одиозных поэтов Серебряного века – Марина Цветаева. Сегодня клуб «Серебристая сирень» поговорит об этой выдающейся талантливой женщине, её непростой жизни и несложившейся судьбе, подарившей, однако, миру россыпи метких, ярких и трогающих душу стихов.
Поэт Серебряного века: гордое звание Марины Цветаевой
Среди самых ярких имен русской поэзии справедливо называют имя Марины Цветаевой. Выйдя во многом из XIX века, она стала крупнейшим поэтом XX столетия, а ныне смело перешагнула в XXI век. Когда-то совсем юная и никому еще не известная Цветаева написала:
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Строки ее стихотворения оказались пророческими. Поэзия Цветаевой завораживает силой таланта, ошеломляет глубиной и сложностью.
Судьба поэта, как и его поэзия, определяется особенностями его личности. Поэтическая индивидуальность Марины Цветаевой многолика, мироощущение противоречиво, судьба глубоко трагична. О жизни и творчестве Цветаевой написано много. Несмотря на это, на литературном пространстве продолжают появляться новые издания о жизни поэта. Личность Цветаевой вызывает постоянный интерес своей неспособностью втиснуться в рамки привычного мировосприятия. Перед биографом всегда стоит непростая задача – составить правдивый портрет главного действующего лица. Воссоздать образ творческой личности во всей полноте, во всех подробностях непросто, это всегда вопрос такта и деликатности. Каждый биограф справляется с этой задачей по-своему. Выводы же делать – читателю. Интерес к художественному миру Марины Цветаевой не угасает, и это радует.
Когда-то она мечтала поставить эпиграфом к одной из своих книг слова Сивиллы из Овидия: «Мои жилы иссякнут, мои кости высохнут, но голос, голос – оставит мне судьба!» Голос остался…
Творческая личность в силу своей эмоциональности нисколько не защищена от жизненных реалий, и биография Цветаевой тому подтверждение. Поэтесса Цветаева Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 г. Мать ее была талантливой пианисткой и происходила из польско-немецкой семьи, отец – известным филологом и искусствоведом, на момент рождения дочери он был профессором Московского университета, позже он стал директором Румянцевского музея и основал музей изящных искусств.
Ранее детство поэтессы проходило в Москве, а летние месяцы – в Тарусе на р. Ока. Это было настоящее счастливое детство с походами в театр, елками и маскарадами, с выездами на дачу. Мать будущей поэтессы Мария Александровна заметила, что девочка «бубнит рифмы», когда той было 4 года, а настоящие стихи Марина стала писать в возрасте семи лет. Но эта идиллия закончилась когда девочке исполнилось 10 лет. В это время мать ее заболела туберкулезом, лучшим лекарством от которого считался оптимальный климат, в поисках которого семья начала ездить по Европе, живя попеременно то в Германии, то в Швейцарии, то в Италии. В 1905 г семейство переехало в Крым, а годом позже Мария Александровна скончалась. Первая книга Марины вышла в 1910 году, когда юному дарованию исполнилось 18 лет, называлась она «Вечерний альбом»
Детство Цветаевой овито прекрасными моментами, любящими родителями и верными друзьями. Казалось, что так будет вечно, но смерть родителей с интервалом в семь лет перевернули её жизнь. Марине пришлось самой пройти через смутные и непонятные для России времена гражданской войны и революции. В юном возрасте она познакомилась с поэзией и больше никогда её не отпускала. Её стихотворения пропитаны душой и великой мыслью, светлыми моментами жизни и страстной любовью. Последняя, кстати, занимает ведущее положение в её стихах, придавая им осознания судьбы, веру в себя.
Стихотворения для Цветаевой были воздухом, который давался ей при помощи добровольных мук души, развития, мужества. Её поэзия несёт глубокий смысл, но с другой стороны нужно научиться её понимать. Это стремление жить, любить, развиваться… Каждый стих по своему прекрасен и главное — уникален. Где-то она показывает свою преданность собственной душе, где-то жаркую любовь к молодому человеку.
Близкие Марины отмечали, что она постоянно пребывала в мире своих фантазий, ярко переживая эмоции. На какое-то время из этого мира ее смог вырвать Сергей Эфрон, за которого юная поэтесса вышла замуж в возрасте 19 лет. Марина была натурой сложной и ранимой, но Эфрон достойно нес это бремя, поэтому первые годы брака были для нее счастливым временем. 27 января 1812 года Марина и Сергей венчались в церкви, несколько позже они уехали в свадебное путешествие по Европе, незадолго до отъезда увидела свет вторая книга стихов Марины — «Волшебный фонарь». 5-го сентября того же года у Сергея и Марины родилась дочь Ариадна.
Семейная жизнь поэтессы пошла наперекосяк в тот момент, когда Эфрон увлекся политической борьбой, он стал сторонником белого движения и покинул семью на 4 года, вступив в добровольческую армию. На тот момент в семье было уже две дочери и забота о них целиком и полностью легла на плечи Марины. Голод и разруха свирепствовали в стране, спасая от них дочерей, Марина в 1819 году сдала Ирину и Ариадну в Кунцевский приют. Вскоре после этого девочки заболели и Марина забрала Ариадну обратно, а младшая дочь спустя два месяца умерла в приюте, что стало страшным ударом для поэтессы и отразилось на ее творчестве. Ирина умерла в приюте в тот период, когда Марина боролась с приступами малярии у старшей дочери, некоторые стихи Цветаевой отражают эти события.
От мужа нет никаких известий, Марина даже не знает, жив ли он. Только летом 1921 года ей становится известно, что он все-таки жив и находится в Константинополе, она собирается ехать к нему. Весной 1922 г Марина с дочерью прибывают в Берлин, откуда осенью того же года отбывают в Прагу вместе с Эфроном. В Чехии семья поэтессы живет вплоть до 1925 года, все это время они прозябают в нищете.
В феврале 1925 г у Марины и Сергея рождается сын Георгий, в ноябре того же года все семейство уезжает в Париж, но в самом Париже не живет по причине все той же нищеты.
Прожив несколько лет в нищете Эфрон, начинает предпринимать попытки вернуться на родину, для этого он начинает сотрудничать с НКВД, его стремление уехать поддерживает дочь. Весной 1937 г Ариадна все-таки уезжает на родину, а осенью того же года Эфрон бежит из Франции, оказавшись замешанным в политическом убийстве. Мария с сыном вернулись в Россию летом 1939 г, а осенью НКВД арестовало сначала Ариадну, а затем Сергея. Жизнь поэтесса свелась к постоянным поискам работы и собираниям передач мужу и дочери. Не выдержав свалившихся на нее бед, загнанная в угол жизнью Цветаева покончила с собой 31 августа 1941 года, повесившись на веревке, которую Б. Пастернак принес ей, помогая укладывать чемоданы перед отправкой в эвакуацию в Елабугу, куда ее отправили летом того же года.
Дорогие читатели и гости нашего блога, предлагаем вам познакомиться с подборкой книг, которые помогут вам лучше узнать и понять судьбу, характер и поэзию Марины Цветаевой.
Книги о Цветаевой на наших полках
Белкина, Мария Иосифовна. Скрещение судеб: Попытка Цветаевой. Попытка детей ее. Попытка времени, людей, обстоятельств. Встречи и невстречи / М. И. Белкина; предисл. Н. А. Громовой. – Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017. – 717 [3] с.: ил. – (Литературные биографии). – Текст (визуальный): непосредственный.
16+
Мария Белкина познакомилась с Мариной Ивановной Цветаевой, вернувшейся из эмиграции, в 1940 году. Цветаева с сыном Муром были частыми гостями Марии Белкиной и ее мужа Анатолия Тарасенкова, известного критика и библиофила. Именно в их доме она хранила свой архив в страшное время. Спустя годы к Марии Белкиной пришла и Ариадна Эфрон — из их бесед, воспоминаний, разбора архивов при издании посмертного сборника Цветаевой и родилась эта книга.
«Скрещение судеб» — это не мемуары и не роман из жизни Цветаевой, не исследование и не документальное повествование — это яркий и очень личный рассказ Марии Белкиной о своем времени, о попытке Марины Ивановны, ее семьи и детей выжить в невозможных обстоятельствах.
Каган, Ю. М. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели / Юдифь Матвеевна Каган. – Москва: Отечество, 1992. – 240 с.: ил. – Текст (визуальный): непосредственный.
16+
В книге впервые собраны материалы, относящиеся к жизни Марины Цветаевой в Москве до эмиграции и после ее возвращения в Россию. Наряду с посвященными Москве стихами, отрывками из автобиографической прозы и писем приводятся воспоминания людей, близко знавших поэта. Помимо фотографий сравнительно недавнего времени даны архивные любительские снимки, недостаточно хорошо сохранившиеся. Однако издатели полагают, что такой редкий материал будет интересен читателю. Книга адресована широкому кругу читателей.
Кертман, Лина Львовна. Марина Цветаева. Воздух трагедии: главы ненаписанного романа / Л. Л. Кертман. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 464 с.: ил. – (Контур времени). – Текст (визуальный): непосредственный.
12+
«Воздух трагедии» — слова самой Марины Цветаевой. Так она могла бы назвать роман о времени, о себе и своей семье, который хотела написать и не написала.
Но такой роман все же написан. Его создали сами герои: Марина Цветаева, ее муж Сергей Эфррон, а также их дети Ариадна и Георгий. Он соткан из стихов, прозы, дневников, заметок в записных книжках, из писем и воспоминаний. Весь этот мир мысли, слова и страсти надо было сложить в единый сюжет, сложить бережно и с любовью. Это сделала известная исследовательница творчества поэта Лина Кертман.
Книга состоит из трех частей: «Марина и Сергей», «Мать и сын», «Мать и дочь». В каждой из этих линий жизни Марины Цветаевой и ее семьи — эмоциональной, интеллектуальной, творческой — во всей противоречивости отразился век головокружительных надежд и страшных разочарований, его идеализм и цинизм, соблазны эпохи и тяжелое отрезвление от них.
Макаренко, С. А. Цветаева и Сергей Эфрон: судьба Ариадны / С. А. Макаренко. – Москва: Алгоритм, 2007. – 256 с. – (Любовные истории великих) – Текст (визуальный): непосредственный.
16+
Их любовь претерпела взлеты, измены и расставания. Они обвенчались зимой 1912-го. Марине Цветаевой — 20, Сергей Эфрон — на год моложе. Вскоре родилась их первая дочь — Аля, Ариадна, которой суждена была драматическая, одинокая жизнь. История взаимоотношений трех неординарных личностей, скрещение трех трагических судеб — в основе эмоционального и оригинального повествования Светланы Макаренко, новеллиста и поэтессы, не претендующего на непреложную истину.
Цветаева, Анастасия Ивановна. Воспоминания / Анастасия Цветаева. – Москва: Издательство АСТ, 2019. – 560 [32] с.: ил. – (Тайный архив). – Текст (визуальный): непосредственный.
12+
«Воспоминания» Анастасии Цветаевой содержат поистине бесценный материал о семье создателя ГМИИ им. А.С. Пушкина профессора И.В. Цветаева. Детство Анастасии и ее сестры Марины, показанное в книге с искренней теплотой, являлось и самым счастливым временем их жизни. Насыщенное трогательными мелочами быта, повествование разворачивается на живописном фоне мест, где жили Цветаевы — в России, в европейских пансионах. И, конечно, главными людьми для сестер в ту пору были родители — мать, талантливая пианистка, и отец, беззаветно преданный своему музею.
Швейцер, В. А. Быт и бытие Марины Цветаевой / М. А. Швейцер. – Москва: Молодая Гвардия, 2003. – 591 [1] с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; Вып. 853). –Текст (визуальный): непосредственный.
16+
Биография Марины Цветаевой полна драматизма, как судьбы многих героев Серебряного века. И все же жизнь этой женщины-поэта не похожа на жизнь большинства ее современников. Борясь с труднейшей реальностью, преодолевая быт, Цветаева жила на высотах духа, открывая читателям просторы Бытия.
Книга Виктории Швейцер — исследование, написанное на основе многолетней работы в архивах, встреч со знавшими Цветаеву людьми, серьезного и плодотворного анализа ее творчества. Автор повествует о своей героине с мудрой любовью понимания, приближая читателя к неповторимому миру этой высокой и одинокой души.
Эфрон, А. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери / Ариадна Эфрон. – Москва: Советский писатель, 1989. – 480 с.: ил. – Текст (визуальный): непосредственный.
16+
Книга эта начиналась с детских дневниковых записей и постепенно вобрала в себя все богатство впечатлений о личности Марины Цветаевой и ее литературном окружении. Обладая острой наблюдательностью и несомненным художественным даром, автор воссоздает в живых деталях неповторимый образ своей матери, поэта и человека, рисует драматические обстоятельства ее жизни периода революции и первых эмигрантских лет. Ценны и публикуемые в книге литературоведческие комментарии к стихам М.Цветаевой, свидетельства рождения многих поэтических строк. В книгу включены также переписка автора с Б.Пастернаком и другие материалы.
Эфрон, Георгий Сергеевич. Неизвестность будущего: дневники и письма 1940-1941 годов / Георгий Эфрон; изд. подг. Е. Коркиной, В Лосской, А. И. Поповой; вступ. статья Т. Горяевой. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 512 с.: ил. – (Письма и дневники). –Текст (визуальный): непосредственный.
12+
Марина Цветаева отмечала: «Есть у меня важный свидетель – сын», «умный и суровый Мур». Эти дневники – лучшее тому подтверждение. Записи юного Георгия Эфрона, охватывающие период 1940–1941 годов, являются уникальным документом последнего периода ее жизни.
Много рассказывает молодой человек и о себе: об учебе в школе, окружении, занятиях рисованием, встречах с девушками, бесконечном чтении русской и зарубежной классики. Особое внимание уделяет он политическим и военным событиям в СССР и за границей, анализирует их, строит прогнозы, и, порой, они оказываются верны.
Несколько иначе раскрывается личность Георгия Эфрона в письмах, существенно дополняющих его дневники.
Сын Марины Цветаевой оставил нам не только глубокое и достоверное повествование о своем времени и малоизвестных фактах жизни своей семьи, но и замечательные рисунки, которые впервые публикуются в этом издании.
В завершение нашего мероприятия состоятся громкие чтения стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплете».
Громкие чтения: «Книги в красном переплёте»
Сетевые источники:
- Сложная судьба Марины Цветаевой
- МАРИНА ЦВЕТАЕВА: ЕЕ МИР, СУДЬБА, ПОЭЗИЯ
- Тяжёлая и изнурённая судьба Цветаевой