Литературный час «Чем чаще празднует Лицей…»

      Комментарии к записи Литературный час «Чем чаще празднует Лицей…» отключены

К всероссийскому дню лицеиста

История Царскосельского Лицея

31 октября 1811 года (по н. ст.) был открыт Царскосельский лицей. Одними из первых выпускников высшего учебного заведения для дворянских детей были будущие декабристы, многие видные деятели России XIX века и, конечно, Александр Сергеевич Пушкин.

Шесть лет и 22 дисциплины

Инициаторами создания лицея были министр народного просвещения Разумовский и министр юстиции Сперанский. Образовательную программу, имевшую гуманитарно-юридический характер, составил Сперанский, а Александр I уравнял лицей в правах с российскими университетами. Первоначально лицеисты учились шесть лет: три года – начальный курс и еще три года – окончательный курс. Учениками лицея могли стать дети 10–14 лет, набор проходил раз в три года. Воспитанники изучали порядка 22 дисциплин, разбитых на пять категорий: нравственные, исторические, словесные, физические и математические, изящные искусства и гимнастические упражнения.

Семейная обстановка

Императорский лицей первоначально располагался в окрестностях Петербурга, в Царском Селе – загородной резиденции русских царей. Здание лицея представляло собой перестроенный для нужд образовательного учреждения флигель Екатерининского дворца. Лицей был местом, где воспитанники не только учились, но и жили, причем вместе с преподавателями. Таким образом достигалась семейная обстановка внутри учебного заведения.

Из Царского Села в сиротский дом

Императорский лицей просуществовал в Царском Селе 33 года, за это время он выпустил 286 воспитанников. Наиболее памятным и значимым для России стал выпуск 1817 года: он подарил нашей стране Пушкина, Горчакова (выдающийся дипломат), декабристов Кюхельбекера и Пущина (лучший друг Пушкина), министра народного просвещения Головнина, ученых Веселовского и Данилевского и других. В 1843 году император Николай I перевел знаменитое образовательное учреждение в Петербург, в здание Александринского сиротского дома. С этого момента Императорский лицей стал именоваться Александровским и просуществовал до 1918 года, когда был упразднен решением Совета Народных Комиссаров.

Некоторые мифы о юном Пушкине-лицеисте

Пушкин всегда любил Лицей и с ранней юности воспевал лицейское братство в стихах

Лицейский сад. Акварель Валериана Лангера. Около 1820 года
© Всероссийский музей А. С. Пушкина

Анакреонтические темы товарищеского застолья и настоящей дружбы возникли, конечно, еще в лицейской лирике Пушкина и были свойственны и другим лицейским поэтам — Кюхельбекеру, Дельвигу, Илличевскому. Однако сам Лицей в ранних пушкинских стихах часто представал как монастырь, душная келья, чуть ли не тюрьма, из которой хочется поскорее бежать на волю — в Петербург или в деревню:

Увы, в монастыре,
При бледном свеч сиянье,
Один пишу к сестре.
Все тихо в мрачной кельи:
Защелка на дверях,
Молчанье, враг веселий,
И скука на часах!
<…>
Но время протечет,
И с каменных ворот
Падут, падут затворы,
И в пышный Петроград
Через долины, горы
Ретивые примчат…

«К сестре» (1814)

К поэтической теме лицейского братства и идеализации «тех дней, когда в садах Лицея / [он] безмятежно расцветал» Пушкин пришел только в середине 1820-х годов, в нелегкое для себя время михайловской ссылки, когда его единственными посетителями из старых знакомых стали лицейские друзья — Иван Пущин, «первый друг, друг бесценный», и Антон Дельвиг, а воспоминания о прежних юношеских разногласиях оказались заслонены бурным опытом лет петербургской жизни и южной ссылки. Однако не Пушкин стал первым певцом лицейских годовщин: еще в 1822 году, к которому относится наиболее раннее свидетельство о сборе лицеистов первого выпуска, юбилейные куплеты сочинили Алексей Илличевский и Дельвиг, создатель прощального гимна лицеистов и ряда более поздних «годовщинных» куплетов.

Свидетельство об окончании Лицея, выданное Александру Пушкину в 1817 году
© Всероссийский музей А. С. Пушкина

Пушкин хорошо учился в Лицее

Нет, Пушкин в Лицее никогда не учился хорошо и занимал по успеваемости место в середине класса, чаще — ближе к концу. Так, в 1811–1812 годах по курсу географии, всеобщей политической и российской истории, читавшемуся Иваном Кайдановым, Пушкин был на 14-м месте, как и по курсам российского и латинского языка у Николая Кошанского, который так характеризовал воспитанника: «Александр Пушкин больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания».

В лицейских отчетных ведомостях в отношении будущего поэта мелькают такие аттестации: «слабого прилежания», «не прилежен», в арифметике — «ленив», в рисовании — «медленные успехи» (по итогам осени 1811 — весны 1812 года). К февралю 1814 года Пушкин только 20-й по успеваемости и поведению, профессор логики и нравственных наук Александр Куницын отзывается о нем так: «Весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне неприлежен. Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень не велики, особливо по части логики». Посредственная успеваемость поэта по большинству предметов, за исключением российской и французской словесности, а также фехтования, позволила ему получить при выпуске только чин X класса, в то время как первые ученики — среди которых были, например, будущий министр иностранных дел Александр Горчаков и будущий декабрист Вильгельм Кюхельбекер — выпускались сразу чином выше.

Портрет Александра Пушкина. Константин Сомов, 1899 год
© ГМИИ имени А. С. Пушкина

После окончания Лицея Пушкин бездельничал, существуя лишь среди поэтических «трудов и чистых нег»

Это не так. Все выпускники Лицея вступали в военную или статскую службу. Пушкин мечтал было поступить в гвардию, но это требовало больших расходов, которые стесненная в средствах семья не могла себе позволить. В июне 1817 года Пушкин приступил к службе в Коллегии иностранных дел в скромном чине коллежского секретаря (X класс) с жалованьем 700 рублей в год (к примеру, тем же чином, что был у Пушкина, Гончаров наделил своего Обломова, а Гоголь — мужа Коробочки).

Переводом по службе формально была и так называемая южная ссылка, во время которой Пушкин сначала состоял при канцелярии генерала Ивана Инзова, начальника Комитета по иностранным поселенцам и чуть позже наместника Бессарабской области, а затем был передан под начало нового новороссийского губернатора графа Михаила Воронцова.

Самое памятное из всех служебных свершений Пушкина — это возмутившая поэта командировка на борьбу с саранчой, куда его отправил Воронцов в мае 1824 года. Устное предание приписывало Пушкину остроумный отчет в стихах:

Саранча летела, летела
И села.
Сидела, сидела — все съела
И вновь улетела.

Конфликт с Воронцовым и распечатанное письмо Пушкина об «уроках чистого афеизма» предопределили быстрое завершение этого этапа служебной карьеры поэта: 8 июля 1824 года по высочайшему повелению он был «уволен вовсе от службы» и вскоре выслан под надзор в псковское имение родителей — Михайловское.

Портрет Пушкина. Акварель Сергея Чирикова. Царское Село, 1810 год
© Всероссийский музей А. С. Пушкина

Пушкин с самого начала писал гениальные стихи

Хотя первые стихи Пушкина-лицеиста, появившиеся в печати, были благосклонно встречены журнальными критиками и старшими друзьями, а «старик Державин» хотел обнять юного автора, услышав на переводном экзамене, как он читает свои «Воспоминания в Царском Селе», сам поэт впоследствии относился к своим лицейским сочинениям вполне критически. В позднейших собраниях стихотворений Пушкин помещал лишь незначительную часть написанного в Лицее, да и то в переработанном виде.

В лицейской лирике, разумеется, хорошо прослеживаются черты литературного ученичества — прежде всего у Жуковского и Батюшкова, однако подражательность в данном случае не означала вторичности. Характерно, что важное место в раннем пушкинском творчестве занимает пародия, перепев: так, «Пирующие студенты» (1814) пародировали «Певца во стане русских воинов» Жуковского и одновременно, вероятно, «Певца в Беседе любителей русского слова» Батюшкова, пушкинская «Тень Фонвизина» (1815) ориентирована на сатирическое «Видение на берегах Леты» Батюшкова и включает пародийный перепев строк из «Гимна лиро-эпического на прогнание французов…» Державина, «Городок» (1815) — явное подражание «Моим пенатам» Батюшкова. Такие тексты, написанные как бы по чужой канве, позволяли не только осваивать авторитетные жанры, но и работать с чужим словом, что Пушкин положит в основу своей зрелой, самостоятельной поэтики.

Лирическим завершением мероприятия будет попурри из лицейских стихов А.С. Пушкина.

Источники

Мероприятие подготовила: Д. В. Широкая